Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


ПРИМЕЧАHИЕ


Главная  →  Публикации  →  Материалы международной конференции  →  Примечание

1 - См.: Bramiy S. Leonard de Vinci. P.: J.-C. Lattes, 1988. P. 398.

2 - Соответствующая проблематика подробно рассмотрена в трудах К. Педретти и Л.М. Баткина (Pedretti С. "Eccetera: perche la minestra si fredda" // Lettura Vinciana. Firenze, 1975. Vol. 15; Боткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990. С. 230-237).

3 - Цитаты из кодексов Леонардо приводятся в соответствии с общепринятыми аббревиатурами. Часть цитат дана по изданию: Leonardo da Vinci. Scritti letterari / A cura di A. Marinoni. Milano, 1974. В тех случаях, когда текст приводится по имеющимся русским переводам (по изд.: Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Минск; Москва, 2000), указывается имя переводчика; в остальных случаях перевод принадлежит автору настоящей статьи.

4 - Leonardo da Vinci. Op. cit. P. 79.

5 - С.М. Стам прибегает в отношении Леонардо к термину "мятежный гуманизм; (Стам С.М. Корифеи Возрождения: Искусство и идеи гуманистического свободомыслия. Саратов, 1991. С. 364).

6 - Прозвище, данное Леонардо своему ученику Джан Джакомо Капротти - Салаи, - было позаимствовано им из "Моргайте" (XIV, 73; Пульчи употребляет это слово абиссинского происхождения в значении "дьявольская сила").

7 - На связи идей Леонардо с теориями Альберта Саксонского особенно настаивал П. Дюгем (Duhem P. Etudes sur Leonard de Vinci: Ceux qu`il a lus et ceux qui l`ont lu. P., 1906. Vols. 1-2).

8 - См.: Caroli F. Leonardo. Studi di fisiognomica. Milano, 1990.
 
9 - Сопоставление Леонардо с Полициано см., например: Scarpati С. Leonardo e i linguaggi // Studi sul Cinquecento italiano. Milano: Vite e pensiero, 1982. P. 3-26.

10 - Дворжак M. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. М.: Искусство, 1978. Т. 1.С. 155.

11 - См. о них публикуемую в настоящем сборнике статью И.К. Стаф "Ренессансные модели басни: от "Моральных фацеций" Лоренцо Баллы к фацециям Леонардо да Винчи".

12 - Зубов В.П. Леонардо да Винчи. М.; Л., 1962. С. 111.

13 - См., в частности: Хлебников Г. Странные тайны Леонардо да Винчи - инженера, писателя, пророка и художника // Моск. вестн. № 2. С. 178-187.

14 - Боткин ЛМ. Указ. соч. С. 280.

15 - Берковский Н.Я. Леонардо да Винчи и вопросы Возрождения // Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.; Л.: ГИХЛ, 1962. С. 30.

16 - См.: Chastel A. Les notes de Leonard sur la peinture d`apres le nouveau manuscrit de Madrid // Revue de l` Art. 1972. N 15. P. 19.

17 - См. об этом: Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. СПб., 1999. С. 93-94.

18 - Подробнее об этом см.: Scarpati С. Leonardo scrittore, Milano, 2001. P. 131-134.

19 - Баткин Л.М. Указ. соч. С. 249.

20 - Scarpati С. Op. cit. P. 22.

21 - Баткин Л.М. Указ. соч. С. 325.

22 - Арган Дж.К. История итальянского искусства. М.: Радуга, 2000. С. 314.

23 - Об анатомических текстах Леонардо см.: Scarpati С. Op. cit. Cap. V.

24 - Fumagalli G. Leonardo. Ото sanza lettere. Firenze: Sansoni, 1952. P. 5.

25 - См.: Bramly S. Op. cit. P. 111.

26 - Интересно, что Галилей в "Диалоге о двух важнейших системах мира" упоминает Винчианца не как художника, инженера или философа, но именно как теоретика искусства (день 1). И здесь нет никакого принижения Леонардо-мыслителя, поскольку, чтобы обосновать свою концепцию восприятия человеком окружающего мира, Галилей прибегает именно к произведениям живописи (Микеланджело, Рафаэль, Тициан). Вероятно, будь Галилею известны рукописи Леонардо, он оценил бы их положительно именно как феномен словесности, ведь автор "Диалога..." обнаружил бы там ясность, определенность выражения и соответствие слов вещам, т.е. именно то, что пленяло ученого у Ариосто.

Вернуться к тексту





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ