|
ПРИМЕЧАHИЕ
Главная → Публикации → Материалы международной конференции → Примечание
1 - Данную проблему по необходимости затрагивают все, кто рассматривает раннее творчество Леонардо, а также мастерскую Верроккио. Приведем лишь те работы, которые специально посвящены отношениям Верроккио и Леонардо: Thiis J. Leonardo da Vinci: The Florentine years of Leonardo and Verrocchio. L., 1913; Valentiner W.R. Leonardo as Verrocchio`s co-worker// The Art Bulletin. 1930. Vol. 12. P. 43; Idem. On Leonardo`s relation to Verrocchio //The Art Quarterly. 1941. Vol. 15. P. 3; Brown D.A. Leonardo da Vinci. Origins of a genius. L., 1998.
2 - Goldsmith PJ. The Lady with Primroses // Art Bulletin of the Metropolitan Museum. 1969. Vol. 27, N 8, April. P. 385-395; Stites R.S. Leonardo scultore e il busto di Giuliano de Medici del Verrocchio // Critica d`Arte. 1963. N 57-58. P. 1-32.
3 - Brown D.A. Op. cit. P. 47.
4 - Например, К. Кларк считает, что Верроккио передал Леонардо роль руководителя живописной частью мастерской из экономических соображений, а также задается вопросом, не следует ли считать Леонардо ответственным за большую часть скульптурных произведений Верроккио (Clark К. Leonardo da Vinci, an account of his development as an artist. Cambridge, 1971- P. 20-21). А в интерпретации Д.А. Брауна исключительные способности Леонардо-натуралиста стали решающим фактором в конкурентной борьбе двух флорентийских ремесленников - Поллайоло и Верроккио. Благодаря ученику Верроккио удалось превзойти соперника (Brown D.A. Op. cit.). Объем данной статьи не позволяет привести подробный анализ и критику соответствующих аргументов. Следует отметить, что и другим получившим известное ученикам Верроккио также приписывалась роль руководителя живописной частью мастерской. Так, Ш. Гроссман стремится видеть Гирландайо автором основного ядра живописных произведений мастерской Верроккио (Grossman Sh. Ghirlandaio`s `Madonna and Child` Frankfurt and Leonardo`s beginnig`s as a painter // Stadel-Jahrbuch. 1979. Bd. 7. S. 101-125), а Ф.Дзери – Перуджино (Zeri F. Il Maestro dell`Annunziazione Gardner // Bolletino d`Arte. 1953. Vol. 38- Р.125-139)
5 - О социокультурных функциях сочинений Вазари, его критериях качества и интереса см.: Дживелегов А. Вазари и Италия // Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев и зодчих. М., 1995, С. 5-25; Boase T.S.R. Giorgio Vasari: The man and his book. Princeton, 1979. p 193-214.
6 - Berenson B. Verrocchio e Leonardo, Leonardo e Credi // Bolletino d`Arte. 1933-1934. Vol. 27.
7 - Ettlinger L.D. Antonio e Piero Pollaiuolo. Oxford; New York, 1978.
8 - Seymour Ch. The sculpture of Verrocchio. L., 1971; Pope-Hennessy J. Italian Renaissance sculpture. L., 1958.
9 - Подобный анализ модели см.: Radcliffe A. New light on Verrocchio`s beheading of the Baptist//Verrocchio and the late Quattrocento Italian sculpture. Florence, 1992. P. 117-123.
10 - См.: Amers-Lewis F. Drawing in early Renaissance Italy. London; New Heaven 1981
11 - Комплексный анализ этой серии рисунков см. в работе: Cadogan J.K. Linen drapery studies by Verrocchio, Leonardo and Ghirlandaio // Zeitschrift fur Kunstgeschichte. 1983. [Bd.] 46.
12 - Cм.: Lo sguardo degli angeli: Verrocchio, Leonardo e il Battesimo di Cristo / A cura di A.Natali. Firenze, 1998.
13 - Фрейд З. Леонардо да Винчи: Воспоминание детства // Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1997. С.268. Вернуться к тексту
|
|