Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


ПРИМЕЧАHИЕ


Главная  →  Публикации  →  Материалы международной конференции  →  Примечание


1 - Раевский Д.С. Звездное небо как явление культуры // Природа. 1994. № 9. С. 76-77.

2 - На протяжении XVI-XX вв. понятие "созвездие" из ф и г у р ы трансформируется в площадку - сначала неправильной формы, включающей в себя традиционный рисунок. Впоследствии неправильная форма трансформируется в легко формализуемую, имеющую точные координаты крайних точек линий своих границ, проводимых в направлении небесных параллелей и кругов склонений равноденствия 1875.0. Несмотря на столь серьезные изменения самого понятия "созвездие", древняя традиция продолжает жить в современной науке. Античная традиция изображения фигур созвездий, сохраненная учеными – энциклопедистами арабского и христианского мира, плодотворно обогащалась, особенно начиная со времени позднего Возрождения, европейскими учеными. Позднее, на протяжении XIX-XX вв., она была чрезвычайно формализована. Художественные изображения фигур постепенно прератились в едва заметные контурные рисунки, а потом и вовсе исчезли, оставив на карте только свои имена.

3 - Птолемей К. Альмагест: Математическое сочинение в тринадцати книгах. М.: Наука-Физматлит, 1998. С. 242-243.

4 - Современная карта созвездий хранит образы европейской культуры, возводя их таким образом до уровня мирового ранга. Это обстоятельство в последние годы часто становилось предметом полемики, инициируемой астрономами Китая и Японии (стран с собственными древними традициями деления неба на созвездия), старающимися противостоять сложившемуся в современной мировой науке европоцентризму.

5 - Раевский Д.С. Указ. соч. С. 76.

6 - Основная особенность эволюции современой звездной карты заключается в том, что все ее основополагающие изменения в рамках развития новой европейской науки происходили периодами, включавшими по два этапа: первый - "южный" и второй - "северный". Начальный этап - появление первой печатной карты по Птолемею. Далее - еще три, каждый из которых начинается картографированием южного, не наблюдаемого в античности участка неба.

    В древности традиция созвездий могла сохраняться исключительно долго благодаря тому, что становилась канонизированной частью религиозного культа, сакральным про странством. Изменения были крайне редки. Примеры достаточно бережного отношения к древней традиции, относящиеся к новому времени, говорят о том, что и в постренессанс -ную эпоху, когда карта неба становится тиражируемой, к этому уникальному коллажу символических рисунков отношение астрономов было чрезвычайно корректным. Например, в XVII в. новые созвездия в областях северного и экваториального неба, не содержащих ярких звезд, стали вводиться только после того, как был совершен первый опыт выделения созвездий южного неба. До этого никаких нововведений на небе, наблюдаемом с территории Европы, не было. Исключение здесь составляют созвездия Антиноя и Волос Вероники, выделенных на глобусе Г. Меркатором в 1551 г., но эти астеризмы присутствуют в каталоге Птолемея, хотя он и не называет их отдельными созвездиями. Тихо Браге также руководствовался каталогом Птолемея.

    В конце XVI в., только после введения в 1595 г. 12 новых созвездий южного неба, на свободных пространствах между созвездиями Птолемея северного и экваториального неба также начинают появляться новые созвездия. Из числа вошедших в состав современной карты созвездий это три созвездия П. Планциуса (1598), выделенные им на глобусе одновременно с созвездиями П. Кейзера, и семь созвездий Я. Гевелия (1690), появившихся спустя почти сто лет. Важно отметить, что И. Байер в 1603 г. включил в свой атлас созвездия зоны южного неба, выделенные П. Кейзером, но "отказался" от созвездий П. Планциуса (за исключением Голубки), так как они "вторгались" в небесное пространство, охваченное каталогом Птолемея, хотя ни в коем случае не затрагивали классических созвездий. Это обстоятельство показывает, какое серьезное значение придавалось сохранности традиции в ее первозданном виде.

    В XX в. на северное небо был перенесен удачный опыт разграничения южного неба на созвездия XIX в., подобно тому как в XVII в. аналогичным образом на северные и экваториальные области неба был перенесен опыт картографирования южного неба конца XVI в. Как в первом, так и во втором случае нововведения начинались с зоны южного неба, где традиция деления неба на созвездия не имела древних корней как в северной и экваториальной зонах. (В рамках европейской культуры такой традиции просто не было.) То же происходило и в XVIII-XIX вв., когда после второй "волны" созвездий южного неба, выделенных Н. Лакайлем (1752), последовал новый всплеск нововведений на северном небе. Созвездия Лакайля и заложенная им традиция деления созвездия Корабля Арго на отдельные созвездия существуют и в наши дни. Однако появлявшиеся после, на протяжении второй половины XVIII в., созвездия в области северного и экваториального неба просуществовали на астрономических картах всего около 50 лет. Эти созвездия излишне усложнили структуру карты; кроме того, в ряде случаев они нарушали древнюю традиционную структуру (канон) карты (в некоторых случаях из-за присутствия новых созвездий могли быть скорректированы очертания древних созвездий).

    Таким образом, развитие карты созвездий в истории новой европейской науки происходило этапами - от начального опыта на южном, не наблюдаемом в античности, участке неба, к дальнейшему утверждению нововведения на всем небе.

7 - Раевский Д.С. Указ. соч. С. 76-77.

8 - Бенеш О. Искусство Северного Возрождения: Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. М: Искусство, 1973. С. 54.

9 - Арат. Явления // Небо, наука, поэзия / Пер. и коммент. А.А. Россиуса. М., 1992. С. 24-61.

10 - См.: Житомирский СВ. Античная астрономия и орфизм. М., 2001. С. 23.

11 - Там же. С. 24.

12 - Арат. Указ. соч. С. 31.

13 - Там же. С. 41.

14 - Житомирский СВ. Указ. соч. С. 24.

15 - Манилий М. Астрономика: Наука о гороскопах / Пер., вступит, ст. и коммент. Е.М. Штаерман. М., 1993.

16 - Там же. С. 38.
 
17 - Гигин. Астрономия. СПб.: Алетейя, 1997.

18 - Птолемей. Указ. соч.

19 - Там же. С. 237.

20 - Bodleian Library, March 144. Г.П. Матвиевская в книге "Абд ар-Рахман ас-Суфи" (М.: Наука, 1999) сообщает, что рисунки этой рукописи были опубликованы Э. Уэллешем в 1959 г. (Wellesz E. The Muslim book of сonstellations. L., 1959).

21 - - В настоящее время этот глобус хранится в Отделе восточных древностей Британского музея.

22 - Bodleian Library. Oxford, MS Land 644, f. 8v. Фотография фрагмента рукописи опубликована в изд.: Whitfield P. The mapping of the heavens. The British Library, 1995. С 44.

23 - Фламарион К. История неба. СПб., 1875. С. 260.

24 - Whitfield P. Op. cit. P. 90.

25 - MS Canon. Class. Lat. 179, f. 35 (см.: Whitfield P. Op. cit. P. 43).

26 - Подробнее см.: Матвиевская Г.П. Альбрехт Дюрер-ученый. М.: Наука, 1987. С. 194-197.

27- См.: Матвиевская Г.П. "Абд ар-Рахман ас-Суфи". С. 44.

28 - Польский астроном Ян Гевелий (1611-1687) стал широко известен благодаря своим трудам в области небесной картографии. Им были созданы лучшие небесные, а также лунная карты конца XVII в. Гевелием были введены новые созвездия, семью из которых астрономы пользуются при составлении каталогов переменных звезд и сегодня. Впервые эти созвездия увидели свет на картах "Описания всего звездного неба", или "Уранографии", изданной в 1690 г. в Гданьске. Имея историко-научное значение, атлас Гевелия является и важным памятником истории изобразительных искусств: гравюры фигур созвездий Гевелия с художественной точки зрения остались непревзойденными.

    Из введенных Я. Гевелием новых созвездий на современной карте сохранились семь. Два из них - представители семейства кошачих: Малый Лев и Рысь. Эти созвездия обозначили два участки вблизи главного ориентира Севера - Большой Медведицы. Эти области неба не содержат ярких звезд, поэтому астрономы древности именовали их просто звездами "около" созвездий, не вошедшими в фигуры". Присутствие Малого Льва, или Львенка, рядом со Львом, одним из наиболее древних созвездий, достаточно логично. В истории уранографии такое соседство встречается с самых давних времен. (Вспомним, например, два древнейших и расположенных рядом созвездия Большого и Малого Псов, не говоря уже о всем известных Медведицах.) Немного севернее Малого Льва и к востоку от Большой Медведицы большую область неба по воле Гевелия навеки заняла Рысь. Но почему именно она? Гевелий писал, что звезды здесь столь слабы, что разглядеть их может только человек с рысьим зрением. Возможно, при этом он намекал и на себя, ибо сам обладал зрением редкой остроты, благодаря чему на традиционных измерительных приборах без какой-либо оптики получал лучшие результаты, чем его оппоненты, доказывающие преимущества наблюдений с визирными приспособлениями, в которых использовались полированные линзы. Но это, по-видимому, не главное.

    Великим мастером гравюры и тонким знатоком культуры, каким был Ян Гевелий, вне всяких сомнений, руководило еще и желание, не нарушая древнего традиционного сюжета этого участка неба, увековечить на небесной карте мифологический образ Севера Европы. Лучшего персонажа, который, с одной стороны, был неподражаемым представителем Севера, а с другой - смысловым символом, идеально сочетающимся со своими соседями, вряд ли можно представить. Рысь появляется в тех мифологических системах, в тех традициях, где крупные хищники не присутствуют в системе ритуальных представлений. В этом случае Лев уступает место более скромному хищнику, а именно Рыси (которая тем не менее способна поразить оленя). Поэтому Рысь имеет совершенно особое значение в позднейших славянских и балтийских традициях, оспаривая у медведя право быть северным "царем зверей". В восточнославянских княжеских погребальных обрядах рыси отведена одна из наиболее значимых ролей: одним из важных элементов этого ритуала было принесение в жертву ее когтей вместе с когтями медведя. Имея равные права на северных землях, Рысь и Медведица оказываются рядом и на северном небосклоне. Не это ли стало (вместе с легким тщеславием великого польского творца небесных образов) главной причиной появления на обширном участке северного неба неподражаемого небесного символа - северного символа царского блеска.

29 - Л. Ольшки писал: «Насколько малооригинальна космография Пикколомини, настолько своеобразна эта форма изложения. Она симптоматична для поворота высшего света, для его растущей склонности к точным наукам посреди мистических мечтаний неоплатонической популярной литературы. Этой книгой и оранжировкой результатов научной работы для просвещения светских дам Пикколомини создал новый вид литературы, который включает в XVII и XVIII вв. такие маленькие шедевры элегантного и солидного кабинетного искусства, как "Entretiens sur la pluralite des mondes" Фонтенеля и "Neutonianismo per le dame" Альгаротти. Изображение птолемеевской системы мира у Пикколомини, описание декартовской у Фонтенеля, ньютоновская оптика и учение о цветах у Альгаротти обнаруживают перед нами одни и те же мотивы и одну и ту же мизансцену...» (Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. М.; Л., 1934. Т. 2: Образование и наука в эпоху Ренессанса в Италии. С. 141).

30 - В связи с этим замечанием весьма интересен такой факт: начинающие любители астрономических наблюдений легче всего ориентируются на небе, используя факсимильные издания или копии старых карт, несмотря на их кажущееся несовершенство. (Автор сам неоднократно убеждался в этом и на собственном опыте, и на практике коллег и учеников.) Устаревшие, примитивные с точки зрения современной науки способы проекций или вовсе полное их отсутствие - подмена "избражением эмоционального впечатления", как это сделано на небесных картах А. Пикколомини, оказываются намного комфортнее, антропологичнее, создают психологический эффект сходства натуры и изображения. Причем ощущение зрительного комфорта не исчезает, даже если карта выполнена зеркально. При этом, руководствуясь современной картой при сличении изображения, выстроенного с использованием более совершенных проекций с соответствующим участком звездного неба, субъективный взгляд обнаруживает значительную дисгармонию. Нам представляется, что этот феномен можно легко принять, оперевшись на исследование Б.В. Раушенбаха, показавшего наличие принципиальных различий в нашем восприятии рисунка, чертежа, фотографии (см., например: Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб., 2001).

31 - См.: Щеглов П.В. Отраженные в небе мифы Земли. М.: Наука, 1986. С. 17.

32 - Хорошее фотографическое изображение этого памятника можно найти в кн.: Whitfield P. Op. cit. P. 78-79.

33 - Ольшки Д. Указ. соч. М.; Л., 1933. Т. 1: Литература техники и прикладных наук от средних веков до эпохи Возрождения. С. 17.

34 - Данте. Ад. Песнь 11, стихи 112-115 (пер. М. Лозинского).

35 - Визгин В.П. "Двойная звезда" Джордано Бруно // Историко-астрономические исследования. М.: Наука, 2002. Вып. 27. С. 248.

36 - Тайна Пегаса, 1585 (цит. по: Бруно Дж. Диалоги. М.: Госполитиздат, 1949. С. 489-490).

37 - Горфункель А.Х. Джордано Бруно. М.: Мысль, 1965. С. 131.

38 - Тайна Пегаса, 1585 (цит. по: Бруно Дж. Указ. соч. С. 472).

39 - См.: «Название одного из важнейших диалогов Бруно - "Изгнание торжествующего зверя"- вызвало немало кривотолков. Доносчики обвинили Ноланца в том, что под торжествующим зверем подразумевается то ли католическая церковь, то ли римский папа, а историки из протестантского лагеря охотно использовали эту легенду.

    В действительности содержанием диалога является аллегорическое изображение реформы небес", замена в наименованиях созвездий, связанных еще с древней мифологией, пороков - добродетелями. Речь идет, как поясняет сам Бруно, об "изгнании торжествующего зверя, то есть пороков, кои обычно одерживают верх и попирают божественное начало...» (Горфункель А.Х. Указ. соч. С. 157. Нам представляется, что А.Х. Горфункель здесь не совсем точен. Бруно скорее пользуется образными астрологическими толкованиями символов созвездий, указывая на возможность их высших и низших проявлений как в характере отдельного человека, так и в существующем обществе - в его укладе и законах. По нашему убеждению, термин А.Х. Горфункелн "реформа небес" нужно понимать как призыв к стремлению воспитывать и в себе, и в обществе высшие морально-этические качества, символизируемые созвездиями (А.Х. Горфункель называет это "заменой в наименованиях созвездий"). Ни о какой конкретной "замене в наименованиях созвездий" у Бруно не говорится.

40 - Изгнание торжествующего зверя, 1584 (цит. по: Бруно Дж, Изгнание торжествующего зверя. СПб.: Огни. 1914. С. 11-12).

41 - Там же. С. 17-18.

42 - Там же. С. 45.

43 - Там же. С. 49-50

Вернуться к тексту





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ