|
ПРИМЕЧАHИЕ
Главная → Публикации → Материалы международной конференции → Примечание
1 - Обобщающей работой, посвященной данному вопросу, является книга «Леонардо: праздники и театры». Её автор, Мариалуиза Анджолилло, собрала весь имеющийся на момент выхода в свет издания материал, связанный с участием Леонардо в оформлении различных театрализованных представлений и празднеств, проанализировала все рисунки мастера, так или иначе связанных с этой сферой деятельности, в том числе и эскизы музыкальных инструментов, и снабдила книгу вполне исчерпывающей библиографией (см.: Angiolillo M. Leonardo: feste e teatri. Napoli, 1979).
2 - Наиболее ярким примером является жизнеописание Чекки, флорентийского живописца, в котором Вазари подробно описывает изобретенные им различные устройства и приспособления, использовавшиеся во время "священных представлений" и процессий (Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М, 2001. Т. 2. С. 368-375).
3 - Печатное произведение, в котором впервые упоминается имя Леонардо да Винчи, это сборник стихов Бернардо Беллинчони 1493 г., в котором великий художник прославляется не только как новый Апеллес, но прежде всего как признанный театральный постановщик - организатор празднества "Paradiso", устроенного 13 января 1490 г. в Castello Sforzesco no случаю свадьбы Джан Галеаццо Сфорца и Изабеллы Арагонской. Другой современник Леонардо и его первый, очень точный и необычайно информированный биограф, Паоло Джовио ("De Virus Illustribus"), говорит о Леонардо как о "великолепном создателе и посреднике любой изысканности, особенно приятных театральных спектаклей". На протяжении всего XVI столетия память о деятельности Леонардо в качестве организатора празднеств и спектаклей была жива среди тех, кто писал о нем, опираясь на свидетельства его современников.
4 - Обращает на себя внимание тот факт, что, согласно Вазари, который упоминает о приезде Леонардо в Милан в 1494 г., а не в 1482 г., мастер отправляется в Милан не в качестве живописца, а скорее в качестве музыканта: "Когда умер герцог Галеаццо и в 1494 году в тот же сан был возведен Лодовико Орорца, Леонардо был с большим почетом отправлен к герцогу для игры на лире, звук которой очень нравился этому герцогу, и Леонардо взял с собой этот инструмент, собственноручно им изготовленный большей частью из серебра в форме лошадиного черепа, - вещь странную и невиданную, - чтобы придать ей полногласие большой трубы и более мощную звучность, почему он и победил всех музыкантов, съехавшихся туда для игры на лире. К тому же он был лучшим импровизатором стихов своего времени" (Вазари Дж. Указ. соч. Т. 3. С. 20).
5 - М. Анджолилло связывает ряд листов из кодекса В (Институт Франции, Париж) с оформлением свадебных торжеств в Милане 2 февраля 1489 г. Это листы 3 (аллегорические мотивы), 35г ("переносные помосты, чтобы использовать для украшения стен"), 28v и 29v (арки) (AngiolilloM. Op. cit. P. 37).
6 - Описания Б. Беллинчони и Тротти цит. по: Angiolillo М. Op. cit. P. 43-44.
7 - Вазари Дж. Указ. соч. Т. 2. С. 372. 8 - Там же. С. 146. 9 - Слушай, чего я хочу и со мною народ наш желает: Если ты хочешь, чтоб зритель с минуты паденья завесы Слушал с вниманием, молча, до слова: "'Бейте в ладоши", То старайся всех возрастов нравы представить прилично, Сходно с натурою, как изменяются люди с годами. Гораций. Послание к Пизонам, 153-157
10 - Зарисовки на листе 131v Атлантического кодекса, который следует, видимо, датировать более поздним временем, свидетельствуют о том, что техническая проблема устройства занавеса была интересна Леонардо.
11 - В 1519 г. Рафаэль участвовал в оформлении постановки "Подмененных"Ариосто в Ватикане. В известном письме Паолуччи к Феррарскому герцогу от 8 марта 1519 г. рассказывается, в частности, и о занавесе, использовавшемся во время ватиканского представления "Подмененных". На этом занавесе, перед началом спектакля падавшим, возможно, в специальный желоб, был изображен фра Мариано в окружении осаждающих его демонов. В центре значилась поясняющая происходящее надпись: "Questi sono Ii caprici de fra Mariano".
12 - Fumagalli G. Gli omini salvatichi di Leonardo // Raccolta Vinciana, XVIII, P. 129 sgg. Milano, I960. 13 - Этот лист был приобретен музеем Метрополитен в 1917 г. Recto листа (в вертикальном формате) занимает изображенная в круглом медальоне аллегорическая композиция, verso (в горизонтальном формате) - набросок сценографии. См. каталог выставки, проходившей в музее Метрополитен в январе-марте 2003 г.: Leonardo da Vinci. Master Fraftsman / Ed. by C.C. Bambach. N.Y., 2003. Детальному разбору сценографических эскизов этого листа посвящена, в частности, статья К. Траумен Стейниц (Trauman Steinitz К. Le dessin de Leonard de Vinci pour la representation de la Danae de Baldassare Taccone // Le Lieu theikrale a la Renaissance. P., 1964. P. 35-40).
14 - M. Анджолилло настаивает на том, что Леонардо задумал единую, общую сцену для всего представления, которая могла видоизменяться за счет некоторых подвижных частей (Angiolillo M. Op. cit. P. 58). Основная сцена, несомненно, представляла часть царства Акрисия, а не площадку башни с тюрьмой Данаи, как на этом настаивала К. Траумен Стейнц (Trauman Stenitz К. Op. cit. P. 39). В свою очередь, К. Педретти выдвигает версию о подвижной сцене, утверждая, что ниша спускалась с потолка по наклонному пути, возможно по рельсам на боковых стенах. Но подобные трансформации не требовались по тексту; кроме того, вряд ли возможно делать подобные выводы на основании этого достаточно обобщенного по своему характеру эскиза.
15 - Дата неточная из-за многочисленных отсрочек и переносов, связанных с желанием задействовать в постановке в качестве одного из исполнителей Аталанте Мильоротти, который был учеником Леонардо, находился с ним в Милане и все время откладывал свой отъезд. Предположение об участии Леонардо в подготовке постановки основано лишь на связи с Мильоротти, но не подтверждается ввиду отсутствия документальных свидетельств.
16 - Pedreiti С. Dessins d'une scene executee par Leonardo de Vinci pour Charles d`Amboise (1506-1507) // Le Lieu theatrale a la Renaissance. P. 25-34.
17 - См.: Trauman Steinitz K. A reconstruction of Leonardo`s revolving stage // The Art Quarterly. 1949. [Vol. 4.] P. 325-338.
18 - Pedretti C. Op. cit. P. 32.
19 - Плиний Старший. Естественная история. М., 1994. С. 137.
20 - Впервые слово "перспектива" употребляется при описании декорации, выполненной Пеллегрино да Удине для постановки пьесы Ариосто "Сундук" в Ферраре в 1508 г.
21 - Датировка сценографических рисунков Перуцци весьма затруднительна и остается предметом дискуссий для специалистов. Первой же из тех театральных постановок с участием Перуцци, о которых имеются сведения на сегодняшний день, была постановка "Каландрии", осуществленная в Риме в 1514 г.
22 - Витрувий. Десять книг об архитектуре. М., 1936. С. 133. 23 Serlio S. 11 secondo libro di prospettiva. Этот трактат С. Серлио, впервые опубликованный в Венеции в 1545 г., представляет собой изложение учения о перспективе; частью его является "Трактат о сценах", текст которого сопровождается гравюрами автора. Вернуться к тексту
|
|