Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


ЖИЗHЬ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Зубов В.П. Леонардо да Винчи. М. - Л., 1962.  →  Жизнь. Часть первая

Prima morte che stanchezza.

Скорее смерть, чем усталость.(W., 12700)

 

Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано около городка Винчи между Флоренцией и Пизой. Точная дата его рождения лишь сравнительно недавно установлена на основании документа, найденного в государственном архиве Флоренции.´ См.: Е. Baroni. La nascita di Leonardo.—В кн.: Leonardo da Vinci, Edizione curata dalla Mostra di Leonardo da Vinci in Milano. Novara, [1939], p. 7. Документ, найденный Э. Мёллером в 1931 г., был опубликован им в статье в «Jahrbucher der Preus-sischen Kunstsammlungen», 1939, SS. 71—75. А именно, дневник деда Леонардо, Антонио да Винчи, содержит следующую запись:«1452 года родился у меня внук от сера Пьеро, моего сына, 15 апреля, в субботу в 3-м часу ночи. Получил имя Леонардо. Крестил его священник Пьеро де Бартоломеи да Винчи».Дальше в дневнике перечислены кумовья: пять мужчин и пять женщин. - 5 Так как счет ночных часов велся от захода солнца, то время рождения приходится примерно на 22 ч. 30 м.

Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи.

О матери его, Катерине, ничего не известно. Известно только, что вскоре после его рождения она вышла замуж за местного жителя Антонио по прозванию Аккаттабрига («спорщик»), арендовавшего небольшой кирпичный завод (fornaio) в нескольких километрах от Винчи, в 1449—1453 гг. Ничем не подтверждается указание автора анонимной биографии (написанной в 1520—1540 гг.), что мать Леонардо была «хорошей крови». См.: L. Beltrami. Documenti e memorie riguardanti la vita e le opere di Leonardo da Vinci. Milano, 1919, p. 161. (А. Л. Волынский. Леонардо-да-Винчи, 2-е изд., Киев, 1909, стр. 417). Эти книги цитируются дальше сокращенно: L. Beltrami, Documenti и Волынский (ср. наши замечания о книге Волынского на стр. 345). Нет данных и о том, что Катерина была крестьянка.Молодой двадцатипятилетний отец в год рождения сына женился на Альбиере Амадори. Детские годы Леонардо провел со своей бабушкой Лучией и дядей Франческо, который был старше его на 16 лет и, живя в Винчи, уделял ему немало времени.Из новейших работ, посвященных детским годам Леонардо да Винчи и его родным, особого внимания заслуживает книга библиотекаря «Biblioteca Leonardiana» в Винчи, Ренцо Чьянки:Vinci, Leonardo e la sua famiglia. Con appendice di documenti inediti, Milano, [1952].

Сер Пьеро переселился со своей семьей во Флоренцию около 1464 г.; здесь он вскоре потерял свою жену и женился вторично.В 1466 г. четырнадцатилетний Леонардо был отдан в обучение к известному флорентийскому живописцу и скульптору Андреа Вероккьо (1436—1488). Во Флоренции сложились его интересы, были накоплены его первые знания.

Флоренция того времени была большим промышленным городом, в котором получили широкое развитие различные отрасли промышленной техники. Мастерские ювелиров, живописцев, скульпторов стали своего рода лабораториями, где проводились разнообразные технические эксперименты.

Показательна в этом отношении сорокалетняя дружба знаменитого скульптора и архитектора Филиппе Брунеллески (1377—1446) с математиком, астрономом и медиком Паоло даль Поццо Тосканелли (1397—1482). По свидетельству Вазари, Тосканелли обучал Брунеллески математике.

С другой стороны, «хотя Филиппе и не был человеком книжным, он, благодаря природному дару практического опыта (con il naturale della pratica esperienza), давал такие правильные объяснения, что нередко ставил того [т.е. Тосканелли] втупик».Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих, т. I. M.—Л., 1933, стр. 267. Bсe дальнейшие цитаты даны по этому изданию, обозначаемому   сокращенно: Вазари. Брунеллески, практически разрешал сложные вопросы статики, гидравлики и баллистики. Венцом его технического гения была постройка знаменитого купола Флорентийского собора. И вместе с тем Брунеллески написал не дошедшие до нас трактаты по математике, механике, прикладной оптике.

Вопросами теории не случайно занимался и младший современник Брунеллески — скульптор Лоренцо Гиберти (1378—1455), автор знаменитых «райских» дверей флорентийского баптистерия, начатых в 1424 г. и оконченных в год рождения Леонардо, т. e. в 1452 г. В сочинении, озаглавленном «Комментарии» и написанном к концу жизни, Гиберти привлек вопросы математики, оптики, анатомии для решения практических задач искусства — перспективного изображения предметов и пропорционирования человеческой фигуры. Дополняя собственными рассуждениями и наблюдениями книжные источники (в оптике — труды Алхазена, Витело и Пекама, в анатомии — Витрувия, Авиценны и др.), Гиберти основную цель видел в приближении к природе. «Я пытался подражать природе, насколько это было в моих силах», — писал он о своей работе над скульптурами «райских» дверей.Лоренцо Гиберти. Commentarii, кн. II, гл. 22, пер. А.А.Губера, M., 1938, стр. 33. «Райскими» двери назвал Микеланджело. На вопрос, как они ему нравятся, он ответил: «Они так прекрасны, что достойны быть вратами рая» (там же, стр. 50).

Когда юный Леонардо поселился во Флоренции, уже не было в живых ни Брунеллески, ни Гиберти, но свежа была память о них. Перед глазами всех был купол собора Санта Мариа дель Фиоре, законченный совсем незадолго до того (в 1467 г. были сняты леса с фонаря, его венчающего). Это выдающееся произведение зодчества на столетия определило силуэт всего города. Традиции ремесленных мастерских (боттег) по-прежнему были живы, Мастером-экспериментатором был учитель Леонардо, Андреа Вероккьо, ваятель, живописец, музыкант и ювелир. В его мастерской разрабатывались теоретические вопросы перспективы, совершенствовалась техника масляной живописи, ввезенная в 1449 г. во Флоренцию нидерландским художником Р. ван дер Вейденом. Другой флорентийский художник, Антонио Поллайоло (1429—1498), мастерская которого находилась рядом с мастерской Вероккьо, производил рассечение трупов, чтобы изучить мускулы и суставы — ту область, которая была наименее изучена профессионалами-анатомами и в знании которой наиболее нуждались художники, стремившиеся правдиво изобразить человеческое тело. Прилежно изучал анатомию в те же годы флорентийский художник Беноццо Гоццоли (1420-ок. 1497).

В общении с такими мастерами-экспериментаторами, наблюдателями, исследователями рос и развивался молодой Леонардо. В конце мая 1472 г. на вершине фонаря Санта Мариа дель Фиоре были установлены золотой шар и крест. Выполнение этой технической задачи было в 1468 г. поручено Вероккьо, и юный Леонардо был ближайшим свидетелем разработки проекта. В том же 1472 г. Леонардо кончил обучение у Вероккьо и был записан в цех флорентийских художников.





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ