|
ЛИТЕРАТУРHОЕ HАСЛЕДИЕ ЛЕОHАРДО. 2
Главная → Публикации → Полнотекстовые монографии → Ольшки Л. Леонардо да Винчи // История научной литературы на новых языках. М., Л., Гос. технико-теоретическое издательство, 1933. Том 2. → Литературное наследие Леонардо. 2
Основными элементами научной прозы являются предложение, определение, описание и доказательство. Они соответствуют логическим процессам мышления, так что содержание и выражение представляют в них одно неразрывное целое и каждая перефразировка влечет за собой впадение в субъективность. Таким образом, в конечном счете, научная проза есть сама наука и поэтому при своем стремлении к объективности и однозначности выражения она a priori и принципиально исключает всякие аффективные алогические элементы. Она допускает без ближайшего определения их смысла только такие фигуры и тропы, которые стали общим языковым достоянием и как таковые не могут вызвать в сознании никаких образов. Техническая проза, носящая по преимуществу описательный характер, разделяет все эти свойства с научной прозой с той лишь разницей, что она подчиняется не логическим процессам мышления, а практической необходимости. В ней материальная и предметная сторона дела, сторона техническая, определяет выражение, так что рисунок повсюду может определять и заменять слово. Наряду с этими необходимыми и постоянными элементами научной прозы встречаются и пропедевтически-педагогические рассуждения, имеющие целью наглядность и убедительность изложения и предоставляющие как таковые широкое место аффекту и фантазии. Здесь на помощь мысли приходит путем привлечения биографических, исторических, анекдотических и полемических элементов пережитое, обусловливающее то плодотворное соприкосновение и слияние научной прозы с художественной, которое обеспечивает в счастливых случаях великим мыслителям, как, например, Платону и Галилею, одинаково почетное место в истории науки и истории литературы. Все основные и второстепенные элементы научной прозы обильно представлены в фрагментах Леонардо, несмотря на преобладание в его рукописях рисунков. Теперь мы рассмотрим, в какой мере выполнены у него основные условия научного изложения. Прежде всего, мы замечаем, что Леонардо не имел вовсе правильного представления об их сущности и функции, ибо он неоднократно смешивает значение определения, описания и доказательства и применяет эти термины в неподходящих местах. Так, например, мы часто встречаем у него определение в смысле описания (например, Рихтер, № 21, 493, 867), откуда следует, что он смешивал между собой эти понятия. Слово „dimostrazione" имеет у Леонардо смысл наглядного показывания, „демонстрирования", но также значение примера и доказательства (Рихтер, № 804, 823, 876). В этом последнем смысле он употребляет неоднократно — особенно в своих заметках по механике в рукописи Е — слово „prova", которое может там обозначать как выкладки, так и доказательство. Если Леонардо в одном знаменитом изречении говорит, что „ни одно человеческое исследование не может быть названо действительно наукой, если´ оно не прошло через математические демонстрации", то трудно определенно сказать, что хотел этим сказать Леонардо. Так как в его рукописях мы не находим ни одного математически-силлогистического доказательства какого-нибудь положения, то мы не можем здесь просто принять, что он в этом афоризме имел в виду такого рода доказательство. Здесь по вышесказанному применим аргумент „е silentio" (от молчания), так что мы не можем толковать этого изречения в том смысле, который ему дали бы, скажем, Галилей или Декарт и который ему придали исследователи Леонардо. Математические доказательства, встречающиеся, между прочим, в его механике, представляют собой исключительно числовые доказательства, в которых геометрические фигуры служат для наглядного представления задачи. Они поэтому не имеют ни логического характера, ни научного значения. Когда, например, Леонардо в рукописи Е (лист 64) собирается определить центр тяжести висящего в воздухе тела, то он сперва чертит фигуру и рассуждает следующим образом: „ор, средняя линия тела qrfs, возникает в пяти шестых пространства is, и это доказывают; ибо стержень qr равен 4 и ts равно 2, что дает 6; и так как оба подвеса pq и рг держат весь стержень qr, который равен 4, и держат посредине стержень ts, который равен 2, то получается 5. Отсюда следует, что шнур ps держит еще 1. Поэтому центр тяжести о падает на линию ор1´. Это один из характернейших примеров „matematica dimostrazione" в смысле Леонардо. В соответствующем месте мы покажем особенности силлогистических доказательств Леонардо. Мы не станем удивляться этому отсутствию строгости в употребляемых им названиях основоположных для науки процессов мышления, если мы вспомним характер и природные особенности Леонардо, его воспитание и такую же терминологическую небрежность у популярных философов чинквеченто. Только Галилей разъяснил и широкой публике сущность математико-физического мышления, так что на основании одного указанного недостатка мы не вправе судить об умственных способностях и об особенностях мышления Леонардо. Не требуется вовсе проштудировать логики, чтобы научиться мыслить подобно тому, как можно владеть языком и не зная грамматики. До сих пор мы имели дело лишь с понятными и простительными ошибками Леонардо, но они уже подготавляют нас к пониманию его способа мышления и изложения. Поэтому, не придавая особенного значения его ненадежным терминам, мы расположим наш материал по общезначимым научным процессам мышления и изложения.
|
|