Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


НАУЧHОЕ ВОСПИТАHИЕ ЛЕОHАРДО ДА ВИHЧИ. 17


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Ольшки Л. Леонардо да Винчи // История научной литературы на новых языках. М., Л., Гос. технико-теоретическое издательство, 1933. Том 2.  →  Научное воспитание Леонардо да Винчи. 17

Мы знаем, что Леонардо решал проблемы статики с помощью теории так называемого „потенциального рычага" [См. выше стр. 193. прим. 2. Дадим здесь вкратце объяснение понятия „потенциального рычага". Леонардо помещает в А (рис.1) вращающийся стержень AD, к ко­торому привешен груз Р, а на шнуре, намотанном вокруг блока, другой груз Q. „Реальным" плечом рычага для груза Р является AD, потенциальный рычаг это АС. Аналогичным образом для груза Q „реальным" плечом рычага является AD, а АС — потенциальным, т.е. действующим. Таким путем Леонардо приходит к определению действия грузов и к смутной догадке о понятии так называемого статического момента. О способе, каким были обобщены и применены к другим простым машинам законы рычага Архимеда, см. Duhem. Origines. гл.5 и passim, и Mach, Mechanik, стр, 21 и след.]. Вышеупомянутый педагогический метод, которому он намеревался следовать, чтобы связать постепенно эмпирическую истину с теоретической, вынуждал его в каждом отдельном случае точно передавать с помощью рисунка придуманную для опыта простую машину („in atto"), чтобы затем посредством геометрических фигур указать не­видимые, теоретические или, как он выражается, потенциальные элементы [Это имеет место и в рассматриваемом примере.]. При этом Леонардо никогда не бывает схематичным, вдаваясь большей частью в обстоятельные описания, как бы много­численны и связаны между собой ни были его опыты. Поэтому он должен выяснить принципиальные различия между реальным механическим процессом и теоретическим, идеализированным представ­лением его. Когда на листе 60 рукописи Е он кратко резюмирует свойства „потенциального рычага", чтобы затем перейти к частным исследованиям явлений равновесия, он замечает, что „потен­циальный рычаг не может быть потреблен никаким другим дей­ствием силы (potenza), как это показывает первое положение, со­гласно которому каждая непрерывная величина бесконечно делима". Так в своей механике он приходит снова к проблеме бесконечности. Но приведенное в его вводных замечаниях о потенциальном рычаге положение недостаточно для всех случаев. Частные исследования ставят его снова перед тем же самым вопросом, как это показывает нижеследующий случай [См. Duhem, Etudes, т. II стр. 11 и след. и стр. 52 и след.]. Дело идет о доказательствах того, что если подвесить к двум концам шнура, намотанного на два блока, два груза Q, Qt и в середине его между обоими блоками груз Р, то шнур будет вполне горизонтальным лишь тогда, когда Р=0 [Рукописи Е, fol. 60 v.]. Вместо объяснения мы непосредственно за этим находим некоторые рассуждения Леонардо о континууме, не находящиеся ни в какой прямой связи с рассматриваемой проблемой. Если факт этот не­понятен с научной точки зрения, то метод исследования нашего художника и психологически-биографический анализ случая показы­вают, как следует понимать его. Дело в том, что Леонардо в соот­ветствии со своей программой рассматривает эту проблему в дей­ствительности и в ее отношении к математической абстракции. При этом он замечает, что равенство Р=0 и горизонтальное по­ложение шнура абсолютно возможны лишь тогда, когда мыслить себе составные части изготовляемой машины бестелесными. Так должны читать мы между строк, если желаем понять смысл и вне­запное появление нижеследующего утверждения; „То, что делимо “in atto", делимо также „in potenza", но то, что делимо „in potenza" не делимо „in atto". Если бы Леонардо записал для себя или предположил различие между обоими случаями в начале своих исследований, то эти размышления не смутили бы его. Впро­чем, мы не обратили бы на них внимания, если бы за этим не следовали непосредственно такие строки: „И если произведенные потенциально до бесконечности деления изменят субстанцию разделенного вещества, то части снова вернутся для образования це­лого, воссоздав составные части на тех же самых ступенях, через которые прошло деление; так например, если мы возьмем лед я станем делить его до бесконечности, то он превратится в воду, а из воды — в воздух, а из воздуха — в огонь; но если воздух начнет сгущаться, то образуется вода, затем — град и т. д.". Из этих рассуждений, которые Леонардо повторяет в ,,Codice Atlantico" (fol., 119 г.), мы видим, что он знаком и соглашается со взглядом Эгидия Колумны (Aegidius Columna) на делимость субстанции [Duhem, Etudes, т. II, стр. 3 и след.]. Но мы спрашиваем, как и почему теория эта появляется вдруг в вопросе чисто механического характера, где никогда не происходит измене­ния материи и где дело идет о чисто математической абстракции. Если мы станем искать логическую связь между механической проб­лемой и этими замечаниями о непрерывной величине, то мы по­лучим ответ лишь с помощью фантастических комбинаций, которыми, так обильна литература о Леонардо. Но так как мы знаем, что эти замечания нисколько не оригинальны, то мы вправе рассмат­ривать их как какую-то реминисценцию, не больше.

Леонардо, как сказано, переходит к рассмотрению частных слу­чаев, не выдвигая никаких принципиальных положений. Эти част­ные случаи приводят его иногда к основным и главным проблемам математики и натурфилософии, и мы видим в нашем случае, как обе точки зрения на бесконечность, именно математическая и натур­философская, объединяются в памяти Леонардо и заносятся им друг за другом на бумагу. Как и во всех других случаях, в которых он говорит о той же самой проблеме, достаточно было какого-нибудь внешнего повода, чтобы напомнить ему дистинкции схола­стики, рассматривавшие раздельно и строго последовательно бес­конечность в ее отношении к материи и математической абстрак­ции [См. наряду с названной статьей Дюгенa (Leonard de Vinci et lee deux infinis, Etudes, т. II, стр. 3—53): I. Сohn., Geschichte des Unendlichkeitsproblems im abend landlichen Denken, bis Kant, Leipzig 1896, особенно ч. II и III, а также ч.I по вопросу об аристотелевских основах взглядов средневековых мыслителей на про­блему бесконечности. Кон касается также вскользь взглядов Леонардо, стр. 127—128.]. Но о том, как точно Леонардо знал свойства континуума, сви­детельствует тот факт, что он определенно и закономерно форму­лирует невозможность ,,perpetuum mobile" [См. Рихтер, т. II, стр. 301 и Маch, Mechanik, стр.78]. Ясно, что с того момента, как Леонардо переходит к этим философским соображе­ниям, он покидает почву фактов в противоречии со своим собствен­ным взглядом на задачи научного исследования. Его доведение при этом, по существу, отлично от поведения Ньютона, который на­чинает с положения „Hypotheses nоn figgo", чтобы подобно Лео­нардо ограничиваться только констатированием фактов, но кото­рый под конец приходит к рассуждениям об абсолютном простран­стве и абсолютном движении. Дело в том, что у Ньютона это — логическое следствие произведенных им в определенном направ­лении опытов, у Леонардо же — простой комментарий и случайная реминисценция. Авторы, занимавшиеся исследованием дея­тельности Леонардо, не учли совершенно разницы между логи­ческими и психологическими процессами и поэтому не поняли по-настоящему ценности и значения его случайных натурфилософ­ских замечаний.




 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ