|
НАУЧHОЕ ВОСПИТАHИЕ ЛЕОHАРДО ДА ВИHЧИ. 17
Главная → Публикации → Полнотекстовые монографии → Ольшки Л. Леонардо да Винчи // История научной литературы на новых языках. М., Л., Гос. технико-теоретическое издательство, 1933. Том 2. → Научное воспитание Леонардо да Винчи. 17
Мы знаем, что Леонардо решал проблемы статики с помощью теории так называемого „потенциального рычага" [См. выше стр. 193. прим. 2. Дадим здесь вкратце объяснение понятия „потенциального рычага". Леонардо помещает в А (рис.1) вращающийся стержень AD, к которому привешен груз Р, а на шнуре, намотанном вокруг блока, другой груз Q. „Реальным" плечом рычага для груза Р является AD, потенциальный рычаг это АС. Аналогичным образом для груза Q „реальным" плечом рычага является AD, а АС — потенциальным, т.е. действующим. Таким путем Леонардо приходит к определению действия грузов и к смутной догадке о понятии так называемого статического момента. О способе, каким были обобщены и применены к другим простым машинам законы рычага Архимеда, см. Duhem. Origines. гл.5 и passim, и Mach, Mechanik, стр, 21 и след.]. Вышеупомянутый педагогический метод, которому он намеревался следовать, чтобы связать постепенно эмпирическую истину с теоретической, вынуждал его в каждом отдельном случае точно передавать с помощью рисунка придуманную для опыта простую машину („in atto"), чтобы затем посредством геометрических фигур указать невидимые, теоретические или, как он выражается, потенциальные элементы [Это имеет место и в рассматриваемом примере.]. При этом Леонардо никогда не бывает схематичным, вдаваясь большей частью в обстоятельные описания, как бы многочисленны и связаны между собой ни были его опыты. Поэтому он должен выяснить принципиальные различия между реальным механическим процессом и теоретическим, идеализированным представлением его. Когда на листе 60 рукописи Е он кратко резюмирует свойства „потенциального рычага", чтобы затем перейти к частным исследованиям явлений равновесия, он замечает, что „потенциальный рычаг не может быть потреблен никаким другим действием силы (potenza), как это показывает первое положение, согласно которому каждая непрерывная величина бесконечно делима". Так в своей механике он приходит снова к проблеме бесконечности. Но приведенное в его вводных замечаниях о потенциальном рычаге положение недостаточно для всех случаев. Частные исследования ставят его снова перед тем же самым вопросом, как это показывает нижеследующий случай [См. Duhem, Etudes, т. II стр. 11 и след. и стр. 52 и след.]. Дело идет о доказательствах того, что если подвесить к двум концам шнура, намотанного на два блока, два груза Q, Qt и в середине его между обоими блоками груз Р, то шнур будет вполне горизонтальным лишь тогда, когда Р=0 [Рукописи Е, fol. 60 v.]. Вместо объяснения мы непосредственно за этим находим некоторые рассуждения Леонардо о континууме, не находящиеся ни в какой прямой связи с рассматриваемой проблемой. Если факт этот непонятен с научной точки зрения, то метод исследования нашего художника и психологически-биографический анализ случая показывают, как следует понимать его. Дело в том, что Леонардо в соответствии со своей программой рассматривает эту проблему в действительности и в ее отношении к математической абстракции. При этом он замечает, что равенство Р=0 и горизонтальное положение шнура абсолютно возможны лишь тогда, когда мыслить себе составные части изготовляемой машины бестелесными. Так должны читать мы между строк, если желаем понять смысл и внезапное появление нижеследующего утверждения; „То, что делимо “in atto", делимо также „in potenza", но то, что делимо „in potenza" не делимо „in atto". Если бы Леонардо записал для себя или предположил различие между обоими случаями в начале своих исследований, то эти размышления не смутили бы его. Впрочем, мы не обратили бы на них внимания, если бы за этим не следовали непосредственно такие строки: „И если произведенные потенциально до бесконечности деления изменят субстанцию разделенного вещества, то части снова вернутся для образования целого, воссоздав составные части на тех же самых ступенях, через которые прошло деление; так например, если мы возьмем лед я станем делить его до бесконечности, то он превратится в воду, а из воды — в воздух, а из воздуха — в огонь; но если воздух начнет сгущаться, то образуется вода, затем — град и т. д.". Из этих рассуждений, которые Леонардо повторяет в ,,Codice Atlantico" (fol., 119 г.), мы видим, что он знаком и соглашается со взглядом Эгидия Колумны (Aegidius Columna) на делимость субстанции [Duhem, Etudes, т. II, стр. 3 и след.]. Но мы спрашиваем, как и почему теория эта появляется вдруг в вопросе чисто механического характера, где никогда не происходит изменения материи и где дело идет о чисто математической абстракции. Если мы станем искать логическую связь между механической проблемой и этими замечаниями о непрерывной величине, то мы получим ответ лишь с помощью фантастических комбинаций, которыми, так обильна литература о Леонардо. Но так как мы знаем, что эти замечания нисколько не оригинальны, то мы вправе рассматривать их как какую-то реминисценцию, не больше. Леонардо, как сказано, переходит к рассмотрению частных случаев, не выдвигая никаких принципиальных положений. Эти частные случаи приводят его иногда к основным и главным проблемам математики и натурфилософии, и мы видим в нашем случае, как обе точки зрения на бесконечность, именно математическая и натурфилософская, объединяются в памяти Леонардо и заносятся им друг за другом на бумагу. Как и во всех других случаях, в которых он говорит о той же самой проблеме, достаточно было какого-нибудь внешнего повода, чтобы напомнить ему дистинкции схоластики, рассматривавшие раздельно и строго последовательно бесконечность в ее отношении к материи и математической абстракции [См. наряду с названной статьей Дюгенa (Leonard de Vinci et lee deux infinis, Etudes, т. II, стр. 3—53): I. Сohn., Geschichte des Unendlichkeitsproblems im abend landlichen Denken, bis Kant, Leipzig 1896, особенно ч. II и III, а также ч.I по вопросу об аристотелевских основах взглядов средневековых мыслителей на проблему бесконечности. Кон касается также вскользь взглядов Леонардо, стр. 127—128.]. Но о том, как точно Леонардо знал свойства континуума, свидетельствует тот факт, что он определенно и закономерно формулирует невозможность ,,perpetuum mobile" [См. Рихтер, т. II, стр. 301 и Маch, Mechanik, стр.78]. Ясно, что с того момента, как Леонардо переходит к этим философским соображениям, он покидает почву фактов в противоречии со своим собственным взглядом на задачи научного исследования. Его доведение при этом, по существу, отлично от поведения Ньютона, который начинает с положения „Hypotheses nоn figgo", чтобы подобно Леонардо ограничиваться только констатированием фактов, но который под конец приходит к рассуждениям об абсолютном пространстве и абсолютном движении. Дело в том, что у Ньютона это — логическое следствие произведенных им в определенном направлении опытов, у Леонардо же — простой комментарий и случайная реминисценция. Авторы, занимавшиеся исследованием деятельности Леонардо, не учли совершенно разницы между логическими и психологическими процессами и поэтому не поняли по-настоящему ценности и значения его случайных натурфилософских замечаний.
|
|