|
НАУЧHОЕ ВОСПИТАHИЕ ЛЕОHАРДО ДА ВИHЧИ. 16
Главная → Публикации → Полнотекстовые монографии → Ольшки Л. Леонардо да Винчи // История научной литературы на новых языках. М., Л., Гос. технико-теоретическое издательство, 1933. Том 2. → Научное воспитание Леонардо да Винчи. 16
Широко распространено мнение, будто Леонардо намеревался когда-нибудь систематизировать свои отдельные исследования в области естественных наук согласно некоторым общим принципам и будто бы еще и в настоящее время было бы возможно — хотя и в ограниченной степени — систематизировать хаотический беспорядок его наследия и объединить его в научно-упрощенное отображение космоса в духе Леонардо. Но уже наши беглые заметки о деятельности Леонардо как естествоиспытателя доказывают невыполнимость подобного начинания и заставляют нас предположить, что беспорядок его рукописей не представляет вовсе какой-то провизорной стадии. Поэтому результаты подобной критики убедительней, чем иные эффектные заметки художника, из которых вычитывают его стремление к познанию мирового порядка или даже само это познание. Когда, например, рассматривая часто цитируемое изречение Леонардо, что "движение есть причина всякой жизни", его толкуют как выражение какого-то мировоззрения, какого-то познания, целой системы исследований и мыслей, то этим придают простой реминисценции такое значение, которое находится в явном противоречии с методом и результатами исследований Леонардо. Действительно, мы нигде не находим намека на то, что он сознательно в мыслях или практически стремился к методу исследования, который гармонировал бы с таким принципом или зависел бы от него. Разумеется, и Леонардо при рассмотрении отдельных фактов устремляет свой взор, пользуясь здесь выражением Эрнста Маха, на целое, ибо без этого в естествознании, особенно в современном ему естествознании, нельзя было бы двинуться с места. Но эти обращения к космическому целому носят лишь случайный характер. Известно, что Леонардо в течение всей своей жизни относился скептически или равнодушно к теологическому объяснению мира. Он не выносил натурфилософски-теологических догматов, и так как он считал глаз единственно надежным средством познания, то ко всему, что находится вне области чувственного восприятия, т. е. что выходит за границы явления и его непосредственнейших причин, он относился с весьма слабым и случайным интересом [См. вышеназванную работу Кроче. По вопросу о границах познания согласно Леонардо см. выразительные фрагменты в „Книге о живописи" (изд. Людвига, стр. 68) и у Рихтера, т. I, стр. 18, § 21.]. Но если этот агностицизм, эта вызывавшая восхищение многих независимость по отношению к явлениям природы и жизни была полезна для его частных исследований, так как она обусловливала их изолирование и проверку, то, с другой стороны, она имела своим следствием раздробление его деятельности, безрезультатность отдельных исследований и конечную неудачу всех его научных начинаний. Подобно многим позитивистам всех времен, он жил в иллюзии, будто обособленность означает в то же время и свободу, а изолирование тождественно с самостоятельностью. Он рассчитывал использовать эту свою свободу для выгоды науки тем, что обращался за советом к природе и книгам как к энциклопедиям, чтобы при исследовании отдельных случаев быть независимым от недоказуемых принципов. При этом он не отдавал себе отчета в том факте, что эта независимость была (и остается) недостижимой в науке, что объяснение какого-нибудь отдельного процесса ценно лишь в его связи со всей остальной цепью явлений природы и что объяснение — вроде тех, которые он находил в естественнонаучных книгах — может быть полезным для науки только в связи с системой, в которую оно входит, будучи вне ее непонятным. Эта иллюзия Леонардо обусловливалась его скептическим отношением к официальной науке его времени, антиподом которой являются метод и результаты его исследований. Все труды, из которых он черпал свои сведения, были тесно и органически связаны с тогдашним теологическим естествознанием, которое при всем произволе догматов и диалектики было столь монистично, связно и систематично, что невозможно было получить объяснение какого-нибудь одного явления, не обращаясь ко всей системе, в которой оно находится, не переходя от теории к теории и не доходя, наконец, до высочайших вопросов физики и метафизики. Если Леонардо сумел в описательных науках освободиться от существовавших до него объяснений, то лишь потому, что его интересовала лишь фактическая сторона дела, но в математике и в механике он оказывался перед проблемами, которые могла решить только философия. И подобно тому, как практика постоянно приводила его к одним и тем же основным проблемам физики, так механика и математика постоянно ставили его перед теми же самыми проблемами. Так, например, при каждом рассмотрении вопросов количества перед ним возникала проблема бесконечности, и он вынужден был размышлять над ней, независимо от того, являлись ли стимулом к этому геометрические фигуры, или числа, или вопрос об отношении действительности к математической абстракции. Таким путем ему неоднократно приходилось высказывать соображения о континууме, которые ни ясны, ни оригинальны, но неизбежны и потому интересны для понимания особенностей его точки зрения [См. Duhеm. Etudes, т.II, стр.49 и след. Мы указываем еще раз на признание Леонардо, что он неоднократно обращался к одним и тем же проблемам. См. выше стр.190, прим.4.]. Особенно поучительны для нас с этой стороны его попытки решения проблем механики.
|
|