Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


НАУЧHОЕ ВОСПИТАHИЕ ЛЕОHАРДО ДА ВИHЧИ. 7


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Ольшки Л. Леонардо да Винчи // История научной литературы на новых языках. М., Л., Гос. технико-теоретическое издательство, 1933. Том 2.  →  Научное воспитание Леонардо да Винчи. 7

Формулированный Леонардо идеал живописца был осуществлен Верроккио и определил его жизненную карьеру: „подражать природе и познать ее". Нам неизвестно, чему выучился Верроккио из книг, а скудные биографические сведения не позволяют нам даже высказать по этому поводу каких-нибудь догадок. Но доказательствами его беззаветной любви к природе и неутомимой деятельности в качестве наблюдателя являются картины, в которых он любовно натуралистически изображает животных, растения, цветы, листья, или его композиции фантастически-апокалиптических животных, которые он любил, подобно тому, как это делал впоследствии Леонардо, составлять из членов чем-нибудь замечательных или редких животных. В его изображениях людей — будь то нежное сложение Давида или же атлетическая мускулатура Коллеони — обнаруживаются те же самые стремления, которые характеризуют юношеские работы Леонардо. Но ученик в этом отношении ушел значительно дальше зрелого мастера, ибо его точность граничит с педантизмом, а его усердие становится каким-то переусердствованием и мучительным умничаньем. Это дает нам понять, несмотря на свой преувеличенный энтузиазм, Вазари, когда он рассказывает о первой работе Леонардо, картоне „Грехопадения", и прославляет трудолюбие, с которым начинающий художник добился верности природе в передаче луга с растущими на нем травами и растениями. Таким образом, на картинах Леонардо уже с самого начала фон лишен каких бы то ни было других украшений или декораций, кроме скал, деревьев, цветущих лужаек, горных и долинных ландшафтов. Но так восхищавшая Вазари передача подробностей, характерная для юношеских работ Леонардо, теряет кропотливую тщательность копии с того момента, когда в жизни и искусстве Леонардо начинают доминировать психологические интересы и интерес к людям. Изучение природы, бывшее до того необходимым придатком художественной деятельности, благодаря которому рассчитывали добиться наивысшей убедительности изображения, принимает по мере того, как Леонардо становится самостоятельным. мастером, различное направление и характер. Действительно, оставаясь все  еще важнейшей опорой искусства, оно в отличие от того, что было раньше, уже не зависит от него и не находится более под его безраздельным господством и руководством. Психологический элемент, начинающий доминировать в искусстве Леонардо, перемещает упор художника с объекта на субъект, и вышеуказанная терпеливая натуралистическая и кропотливая работа в наблюдении и подражании природе переходит от живописца к исследователю и писателю.

Однако, если проводить, как это делают обыкновенно, слишком строгое разделение в этом смысле, то существует опасность неправильно понять сущность, значение и своеобразие его искусства и исследовательской деятельности. Такое разделение, прежде всего, противоречит намерениям самого мастера, как мы узнаем их из его собственных слов и из его деятельности в качестве художника и исследователя, действительно, для него практика и наука неразрывны. „Кто любит практику без науки, тот уподобляется моряку» который садится на судно без руля и компаса и никогда не знает, куда он попадет". С другой стороны, науки без практической пользы нежизнеспособны и „умирают так же быстро, как живут" [Рукопись R. Fol. 8 г. См. SоImi, L. d. V. Frammenti tetterari e filosofici, Firenze 1908, стр. 65 (вместо труднодоступного издания рукописей Леонардо, сделанного Равессоном-Молльеном, мы будем цитировать, когда речь будет идти о подобных афоризмах, вышеназванные сборники Сольми и Рихтера)]. Но, под практикой Леонардо понимает, прежде всего, только деятельность техника и художника. В еще более узком смысле слова она означает у него духовную и физическую одновременно деятельность, доставляющую художнику материал для его полного фантазии творчества и в то же время для закономерной обработки его. Если границами первой является пережитая действительность, то вторая вытекает из знакомства с закономерной действительностью и, прежде всего, из знакомства с математикой и естественными науками. Следствием этого является то, что живопись для Леонардо представляет не только „передачу видимых творений природы", но также „остроумную выдумку, чтобы с философским и острым взором наблюдать все такие явления, как воздух, ландшафт, растения, животные, травы и цветы, окруженные светом и тенью" [Solmi, Frammenti, стр. 277. См. также «Книгу о живописи» Леонардо, изданную Э. Людвигом (Quellenschriften fur Kunstg-eschichte), Вена 1882, т. I, стр. 16]. Это соединение в живописи фантазии с вычислениями и доставляемая ею благодаря ее действию на чувство и дух уверенность побуждают его высказать убеждение в превосходстве живо­писи над философией как средства познания. Действительно, если первая, как он выражается, „простирается на поверхность, краски и форму каждого созданного природой предмета, то философия проникает внутрь последнего и рассматривает сущность его, но она не в состоянии достигнуть той истины, которую может познать живописец, когда он воспринимает первую очевидную истину ве­щей глазом, который менее заблуждается [Там же. В первой части „Книги о живописи" мысль эта развивается подробнее]. Следствием этого убеж­дения является то, что он видит в оптике самую важную из физико-математических наук. Как перспектива она является руководитель­ницей живописи, и в ее области „световой луч обрабатывается средствами доказательства, так что в оптике можно видеть славу не только математики, но и физики, ибо она украшена цветами как первой, так и второй" [Cod. Atl. foL 207 r. (Sol mi, Frammenti, crp. 91). Эго изречение дословно пере­ведено из введения к «Prospectiva comunis» Пекгама. Отсюда вытекает то важное следствие, что Леонардо, с одной стороны, понимает под cловом «Prospettiva", как уже Данте в Convivio (II кн., 3 гл.), оптику вообще, а с другой - живописную перспективу, как его предшественники, несмотря на то, что Сольми уже указал на названное место Пекгама (Fonti, стр. 225), исследователи Леонардо не обратили должного внимания на двоякий смысл рассматриваемого слова, следствием чего было множество недоразумений]. Аналогичным образом техника есть для него „рай математических наук, ибо здесь созревает плод математики" [Sоlmi, Frammenti, стр. 86].




 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ