Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


НАУЧHОЕ ВОСПИТАHИЕ ЛЕОHАРДО ДА ВИHЧИ. 4


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Ольшки Л. Леонардо да Винчи // История научной литературы на новых языках. М., Л., Гос. технико-теоретическое издательство, 1933. Том 2.  →  Научное воспитание Леонардо да Винчи. 4

Подобно своему учителю Верроккио и всем другим, начинающим тосканским художникам, Леонардо начал с работы во второстепенных искусствах и вошел, таким образом, в ту эклектическую систему „arti del disegno" („рисовальные искусства"), которая простиралась от золотых дел мастерства через живопись и скульптуру до архитектуры и техники машиностроения. Такова была средневековая традиция, от которой не освободился ни один тосканец. Но новое время прибавило к профессиональной многосторонности художника еще духовную разносторонность. Обмирщение искусства раскрыло перед художником необозримые горизонты и дало ему свободу, но в то же время непомерно увеличило предъявлявшиеся к нему требования и задачи. Мы показали, какие необходимы были правила, чтобы справиться с этими задачами, и как они превратились в законы, формирующие стиль и вкус. В практическом отношении размышление и экспериментирование художника сводились к тому, чтобы с помощью наипростейших средств добиться максимальных результатов; в эстетическом отношении они были устремлены на то, чтобы придать каждому произведению единство композиции, которое можно было бы измерить внешним образом, а также оправдать основной изобразительной идеей. Практическое устремление называют экономическим, а указанный художественный идеал — классическим. Гению Брунеллески их общей руководящей нитью рисовалась математика, ставшая сразу госпожой и служанкой искусств и техники. Живопись создала математическую перспективу в соединении с оптикой, скульптура обновила и расширила геометрическое вычисление пропорций, архитектура и инженерная техника открыли управляемую математическими правилами практическую механику. На этой почве возникла новая литература, пользовавшаяся языком ее творцов. В этом отношении наука, как мы видели, была по большей части дающей. Математика все еще рассматривается как орудие и средство, хотя ее общезначимость и логическая неизменность ее принципов ценились также для руководства и укрощения фантазии и изобретательского гения.

Согласно Брунеллески и Альберта геометрическое черчение принадлежало к первым начаткам художнической пропедевтики. В этой строгой дисциплине видели основу позднейшей свободы и самостоятельности. Затем начинающий художник должен был вооружиться всеми знаниями и проделать все те опытные работы, которые требовались согласно вкусу и требованиям того времени от каждого из „arti del disegno". Чувство действительности новородившегося тогда человечества придало новое значение старой, превратившейся в общее место или непонятную формулу заповеди о „подражании природе"; это значение не имело никакого отношения к глупым анекдотам об Апеллесе и Зевксисе, а соответствовало воззрению, образовавшемуся среди людей, которые впервые после целого тысячелетия осмелились решительно взглянуть в лицо жизни и природе. Мы уже говорили, как из интимного отношения к действительности развился художественный иллюзионизм; история искусства и культуры рассказывает, какие обстоятельства содействовали атому. Здесь мы упомянем о роли, которую играл указанный иллюзионизм в истории научных интересов, из которых возникли вне школьных и ученых кругов новые науки, новые точки зрения и новый язык. Это нам покажет история пробуждения у Леонардо интереса к исследовательской деятельности.

Когда Тиберти работал над своим гениальным произведением, то он подобно всем другим художникам своего времени поставил себе задачей „попробовать всеми средствами максимально подражать природе" [Commentarii, ч. I, § 1].

Под этим в эпоху кватроченто, при первых робких шагах светского искусства, понимали передачу библейских сцен, легенд о святых, моральных аллегорий, мифологических басен, исторических событий таким образом, чтобы изображаемые люди, животные, предметы и всякого рода аксессуары являлись зрителю картины так, как они представлялись бы ему при гипотетическом повторении всех этих сцен и событий в современной обстановке.

Забота об исторической точности отступала на задний план перед стремлением к правдивому изображению. Не говоря о передаче красок, которая лишь вместе с Леонардо стала научной проблемой, для художников существовали лишь два средства добиться желанного иллюзионизма: с одной стороны, разделение пространства при помощи линейной перспективы, а с другой — углубленное изучение предметов природы при помощи систематического исследования и чтения научной литературы. В мастерских художников одновременно с интересом к математике пробудились и естественнонаучные интересы. Они развивались в особенном направлении, оказавшемся вскоре противоположным направлению официальной науки. Гиберти сообщает нам, что требовалось от художника, в каком смысле он должен был стать одновременно исследователем и ученым: „Не следует быть врачом вроде Гиппократа и Авиценны или Галена, но нужно знать их труды и быть знакомым с анатомией, знать точно каждую кость человеческого тела, а также все мускулы, все жилы и связки, встречающиеся в мужской статуе. Другие медицинские познания не так необходимы" [Commentarii, ч. I, § 1]. То же самое мудрое самоограничение в занятиях проповедовал десяток лет спустя в более энергичных выражениях Альберти по отношению ко всем другим наукам [См. выше, стр. 62]. Леонардо, как мы увидим, не последовал этому совету.




 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ