|
СИДОРОВ А.Ю. ЛЕОHАРДО И ТЕHДЕHЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХHОСФЕРЫ
Главная → Публикации → Материалы международной конференции → Сидоров А.Ю. Леонардо и тенденции развития техносферы
Фигура Леонардо да Винчи способна вызвать размышления в связи с множеством самых различных важнейших тем. Один из вопросов, который мог бы прозвучать: что мы приобрели, а что потеряли, вступив на путь развития техногенной цивилизации? Другой — какие особенности мышления эпохи Леонардо и самого гения могли бы сегодня быть включены в реальный культурный контекст?
Фигура Леонардо да Винчи — символ не просто гениальности, но всеохватной гениальности. Хорошо известно, что в эпоху Возрождения не было реального разделения между наукой, философией, магией, искусством. Позже наступает эпоха тотальной специализации, и мы можем назвать крайне немногих людей, которые в своей деятельности в той или иной степени смогли реализовать синтетический подход к миру. В связи с общеизвестными проблемами в последнее время много говорится о необходимости единства гуманитарного и научно-технического знания. Достаточно вспомнить модные недавно термины "гуманизация" и "гуманитаризация" высшего технического образования. Однако можно с уверенностью констатировать, что "воз и ныне там".
На мой взгляд, дело в том, что не выделяется основной принцип, который мог бы стать основой искомого единства, — принцип этической ответственности за развитие техники. В литературе часто приводится пример с Леонардо, который прятал некоторые свои изобретения, чтобы они не были использованы во вред человеку. Принцип "не навреди" может быть положен в основание этики, связанной с технологией, однако не все здесь так просто. Во-первых, на самом деле у Леонардо и речи не было о реальном внедрении его изобретений, и его поступок — в общем-то, символический жест, а не практическое воздействие на развитие техники. Во-вторых, во времена Леонардо не существовало той техногенной цивилизации, которая существует сегодня и в которой на техносферу замыкается все: экономика, политика, идеологическое воздействие. И в этих условиях отказ от некоего изобретения может иметь гигантские последствия для всех сторон жизни общества.
В-третьих, воздействие современной техники не только всеобъемлюще, но достаточно неопределенно и непредсказуемо. Можно привести ряд примеров технологий, которые рассматривались в качестве пропуска в светлое будущее, а сейчас многие считают их гибельными для человечества. В то же время можно назвать некоторые экологические проблемы, само существование которых отрицается рядом ученых (например, связь парникового эффекта с деятельностью человека).
Таким образом, сама реализация принципов этической ответственности в рамках современной техносферы крайне сложная задача. Но именно это дает основание для реального синтеза гуманитарного и научно-технического знания, формирования новой единой картины мира. Если бы воздействие технологий было бы простым и однозначным, то нечего было бы и изучать. В реальности проблемы сложны и неоднозначны и решены могут быть только при выходе на качественно новый синтетический уровень понимания.
С современным прочтением наследия Леонардо, на мой взгляд, связана также проблема реального места науки в жизни общества. С одной стороны, мы говорим о том, что наука определяет жизнь современного общества, но с другой — она становится все менее понятной и отдаленной от человека. В этом отношении есть прямой смысл вспомнить, какой была наука во времена Леонардо: во многом качественной, наглядной, нематематизированной. Естественно, что речь не идет об отказе от математики в науке, но при обучении есть смысл активно переходить к качественным, наглядным моделям, тем более, что современная компьютерная техника предоставляет огромные возможности в этом отношении.
В качестве примера можно привести астрономию. Одно дело — изучать эту науку по учебнику, запоминая множество чисел и формул. Совсем другое — по наглядной мультимедийной программе, показывающей Вселенную в целом, включая ее возникновение и развитие. Можно с уверенностью сказать, что качественный, наглядный подход к постижению науки — это будущее системы образования. Леонардо был одним из первых, кто пытался связывать техническое конструирование и познание. На первый взгляд, подход торжествует в современной техносфере. Это, бесспорно правильно на уровне общества в целом, однако во многих случаях неверно на уровне личности. Причем такое утверждение справедливо даже для многих представителей инженерных специальностей. Существует множество инженерных профессий и задач, в которых практически не используется современное научное знание. Оно играет огромную роль в техническом творчестве, но — через целую цепочку специальностей. В этом отношении также важна проблема синтеза и наглядности в науке. Наконец, к проблеме синтеза гуманитарного и естественнонаучного знания можно подойти и с другой стороны. Совершенно очевидно, что уровень научно-технических знаний у гуманитариев, экономистов и т. д. на порядок ниже, чем знаний гуманитарных у представителей технических профессий.
|
|