|
МЕДВЕДЬ А.Н. РЕСУРСЫ МИРОВОЙ СЕТИ ИHТЕРHЕТ И ОБРАЗОВАТЕЛЬHЫЙ ПОТЕHЦИАЛ HАСЛЕДИЯ ЛЕОHАРДО ДА ВИHЧИ
Главная → Публикации → Материалы международной конференции → Медведь А.Н. Ресурсы мировой сети интернет и образовательный потенциал наследия Леонардо да Винчи
В целом наследие Леонардо интерпретируется в цифровых технологиях довольно широко. Достаточно указать на CD-ROMы, выпущенные компаниями Microsoft, Mediasoft и др., — это по-настоящему полноценные книги, помогающие лучше понять феномен Мастера.
Вместе с тем тиражи этих продуктов относительно невелики. Интернет расширяет аудиторию потребителей такой продукции. Интернет-сайты доступны, информация, размешенная на них, может изменяться и дополняться. Сайты, посвященные Леонардо, можно было бы условно разделить на несколько групп: 1. Электронные публикации записных книжек Леонардо с переводом, подробным справочным аппаратом; 2. Подборки изображений (записные книжки Леонардо, отдельные чертежи, рисунки), не снабженные каким-либо справочным аппаратом. 3. Статьи, посвященные отдельным направлениям деятельности Леонардо (исследовательские сайты).
Лучшим из зарубежных, видимо, следует признать сайт Национального музея науки и техники им. Леонардо да Винчи (Милан) (http://www.museoscienza.org/). Сайт содержит краткую информацию обо всех известных кодексах Леонардо, большую подборку его чертежей с комментариями. Особый интерес представляют VRML-реконструкции технических проектов Леонардо. Более того, существует виртуальный музей Леонардо да Винчи, "посещение" которого весьма разнообразит занятия.
К числу исследовательских проектов можно отнести сайт, созданный по материалам работ профессора Аугусто Маринони (http://www.retecivica.legnano.mi.it/marinoni/default.htm), — "Изучение велосипедов и автомобилей Леонардо". Он содержит статьи А. Маринони об изобретениях Леонардо в этой сфере, подробную библиографию по данной тематике и служит для обучающихся интересным образцом исследования весьма запутанной проблемы: какой вид должен был иметь велосипед, созданный по чертежам Леонардо? Есть сайты виртуальных выставок, личные странички отдельных энтузиастов, интересующихся творчеством Мастера. Однако образовательное значение этих ресурсов крайне низко.
Еще хуже наследие Леонардо представлено в русском сегменте Интернета. Можно указать не более пяти сайтов, заслуживающих внимания.
Большинство сайтов строятся по следующей схеме: биография Леонардо, несколько живописных работ (либо чертежей). Назвать такие ресурсы "образовательными" можно только с сильной натяжкой: Отсутствие четкой структуры, справочного аппарата делает их скорее обычными иллюстрациями к лекциям и семинарским занятиям. Говорить о полноте, а уж тем более о глубине исследования наследия Леонардо в этих случаях не приходится.
Более 100 изображений изобретений Леонардо представлены в Интернет-курсе РГГУ "История науки и техники" (history.rsuh.ru/historycd) откомментированы и используются для проведения самостоятельных работ студентов по теме: "Научная культура Возрождения".
Представляется, что на сегодняшний день наиболее полный ресурс создан в РГГУ (http://leonardo.rsuh.ru). Впервые на одном сайте собраны все переведенные на русский язык фрагменты записных книжек и трактатов, полнотекстовые базы публикаций о Леонардо да Винчи. Важным дополнением служат база данных "Мировые события периода Возрождения" и "Деятели эпохи Возрождения". Авторы ресурса попытались создать среду, в которой сконцентрирована максимально возможная информация о Леонардо на русском языке. Задача Мастера сайта — "спровоцировать" пользователя на личное осмысление творчества да Винчи, на обмен мнениями с коллегами (через специализированный форум). В этом Интернет-среды, которая позволяет оживить и наполнить новым содержанием, казалось бы, известные исторические сюжеты.
Что касается образовательных возможностей интерпретации наследия Леонардо в новой информационно-коммуникационной среде, то благодаря наглядности и полноте его наследия мы можем строить ряд тем, раскрывающих историю науки и техники позднего средневековья и эпохи Возрождения: методология исследований, терминология, развитие научных сообществ, влияние изобретений и открытий на жизнь общества.
|
|