Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


ГАФУРОВА З.Р. ПРОБЛЕМЫ ГУМАHИТАРИЗАЦИИ ТЕХHИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАHИЯ И ЦЕHHОСТИ ХУДОЖЕСТВЕHHОЙ КУЛЬТУРЫ


Главная  →  Публикации  →  Материалы международной конференции  →  Гафурова З.Р. Проблемы гуманитаризации технического образования и ценности художественной культуры

Определение и употребление понятий "гуманность", "гуманизм" в античную эпоху, в эпоху Возрождения и сегодня различны. В контексте эллинистической культуры под "гуманностью" подразумевалось некое действие, "поднимающееся" над действиями по удовлетворению элементарных потребностей человеческого организма и возвышающее (выделяющее) таким образом человека из животного мира. В эпоху Возрождения понятия "гуманизм", "гуманный" в известной степени определяются из противопоставления понятиям "сакральность", "сакральный". Приоритет человеческого элемента (даже пиетет) и некоторое "умерение" священного элемента выливается в эпоху Возрождения в культ творца — Мастера, Маэстро. Именно так называли Леонардо да Винчи современники. Настоящее понимание и принятие понятия "гуманизм" включает в себя, соответственно, античные и возрожденческие нюансы.

    Вследствие некоторого "разночтения" исходного понятия различаются и понятия "гуманизация" и "гуманитаризация" образования. Понятие "гуманизация образования" тяготеет к возрожденческой трактовке гуманности, а "гуманитаризация" — к античной. При этом содержание гуманитаризации различается в гуманитарных и технических вузах. Можно выделить три важнейших компонента гуманитаризации образования:

    — создание комфортной гуманитарной среды в техническом вузе;
— гуманитарную направленность преподавания всех дисциплин как средство преодоления технократического мышления;
— гуманизацию самих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

   Разумеется, важна работа по всем трем направлениям. Однако первый компонент — определяющий, ибо от "быстроты его исполнения" зависят формы деятельности студента. Возможно определение гуманитарной среды как среды, в определенной степени формирующей личность. Отсюда необходимость выделения конструктивных элементов данной среды. К последним, конечно, относятся ценности художественной культуры, которые дисциплинарно могут быть "сфокусированы" в некотором "Художественном введении" в курс философии как всеобъемлющей методологической дисциплины. Иначе говоря, в гуманитарном преобразовании общества решающую роль должны играть образование, философия и культура, понимаемая в самом широком смысле — как движение общества, задающегося вопросом о своем значении и финальных целях.

    Художественное введение в курс философии делает зримым, чувственно ощущаемым (т. е. эстетическим) философскую проблематику. Художественные образы и художественные картины — вот в каком чувственно воспринимаемом обличий "въезжают" философские вопросы в среду человека. В то же время, философское видение мира углубляет постижение самих художественных ценностей. В этой двойственности скрыт элемент конструктивности Художественного введения. Не случайно девизом Леонардо да Винчи было желание лучше познать природу, чтобы усовершенствовать ее художественное воплощение. И если живопись, по мнению маэстро, есть вершина наук, то ее изучение — действительно исходная точка, введение в курс наук.

    Каким же образом на практике можно осуществить Художественное введение? Во-первых, предоставлением обширной художественно-культурной информации, во-вторых, обязательным внесением вопросов из Художественного введения в письменные и устные контрольные работы и, в-третьих, использованием на семинарских занятиях философского анализа художественного произведения. Современное состояние науки, определяющее, в свою очередь, состояние общества, характеризуется усилением сциентизма влиятельной технократии. Это опасно для нормального функционирования науки, ее взаимоотношений с обществом. Сциентизм основывается на злоупотреблении научным авторитетом, техническими методами, экспертизой. Чтобы противостоять этому, наука должна осознавать себя частью общей культуры, отказаться от случайных экстраполяции. Гуманизация и гуманитаризация образования в этой связи — необходимое и важнейшее действие общества.




 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ