Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


ВОРОHКОВ Ю.С., КУВШИHОВ С.В ОТРАЖЕHИЕ ТВОРЧЕСТВА ЛЕОHАРДО ДА ВИHЧИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬHЫХ ПРОЦЕССАХ С ИСПОЛЬЗОВАHИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХHОЛОГИЙ


Главная  →  Публикации  →  Материалы международной конференции  →  Воронков Ю.С., Кувшинов С.В Отражение творчества Леонардо да Винчи в образовательных процессах с использованием цифровых технологий

Соединение творческого наследия Леонардо да Винчи с новыми информационными технологиями, проблемами образования совсем не случайно: оно обусловлено спецификой современной культурно-исторической ситуации. С одной стороны, слишком много проблем в настоящее время — системный кризис цивилизации, с другой, — совершенно неясно, кто и как эти проблемы может решить. И при этом мало кто сомневается, что как корни всех проблем, так и возможные их решения заключены в Человеке, в его жизненном опыте, а не вне него.

    Традиционный путь исследования творческого и художественного, и научно-технического наследия великого Мастера включает два главных направления: первое — скрупулезный сбор, систематизация и научное описание достоверных фактов, событий и работ ученого; второе — анализ влияния его жизни и деятельности на развитие соответствующей области науки, искусства, инженерного дела. Не удивительно, поэтому, что работ, посвященных, так или иначе, Леонардо, в тысячи раз больше, чем работ самого Леонардо. Сегодня традиционный путь недостаточен. В определенной мере можно говорить не столько о "доступности" Леонардо (как результате развития "леонардоведения"), сколько о дополнительных сложностях его понимания (затрудненность доступа к первоисточникам, противоречивость и "субъективность" аналитических и описательных работ). При этом актуальность постижения опыта жизни и деятельности Леонардо да Винчи от поколения к поколению только возрастает. Не совсем корректно, но проблема может быть сформулирована следующим образом", каждый "имеет право" на индивидуальный (и "прямой!") диалог с Леонардо, его опыт бесценен для каждого лично — при этом линейное и "правильное леонардоведение", так же как и мнения выдающихся "леонардоведов", могут оказаться небесполезными и небезынтересными; тем более что все равно каждый понимает только то, что в состоянии понять в конкретный момент своего развития. С новыми информационными технологиями (в связи с Леонардо да Винчи) все достаточно ясно: необходимо создать современную базу данных, включив в нее максимально полно и достоверно все работы Леонардо, работы о нем, а также информацию об отражении его творчества в музейных экспозициях, выставках, глобальной компьютерной сети и т. д.

    Когда будет собрана воедино эта гигантская информация, любой пользователь с помощью программных средств получит возможность вести диалог с Леонардо: не только узнавать что-то новое, запоминать, но, прежде всего, спрашивать. Однако такая информационно-поисковая система предоставляет только возможность "общения". Само же общение имеет принципиально иной смысл. В этом и сосредоточены, как нам представляется, все фундаментальные проблемы образования и обучения. Не классифицируя и не дифференцируя эти проблемы, условно выделим две возможные целевые ориентации "общения" с Леонардо да Винчи. Первая — узнать, запомнить и понять все, что было с Леонардо да Винчи "на самом деле" (в данном случае утопичность этого "самого дела" не имеет значения, важно, что это ориентация только на "объективность", на "самого Леонардо да Винчи"). Вторая — узнать и понять то, что лично меня интересует в Леонардо да Винчи, то, в чем его миропонимание созвучно моему, в какой мере его личный опыт может стать моим личным опытом. Очевидна предпочтительность второй ориентации, но возникает проблема способа ее реализации.

    На базе информационно-поисковой системы, отражающей творческое наследие Леонардо, разрабатывается "методика диалога". Эта методика, включающая опыт таких дисциплин, как педагогическая психология, теория принятия решений и др., позволяет вырабатывать корректную постановку вопросов, проверять возможность построения аргументированного ответа, тестировать его на любом этапе. Эту методику в известной мере можно отнести к методике культуры рационального диалога.

    Таким образом, уникальное единство и универсальность творческого наследия Леонардо да Винчи, масштаб его личности преодолевают время и обусловливают непреходящую ценность опыта гения.

    Современные технологии, как информационные, так и образовательные, дают нам возможность более полного и глубокого постижения одного из величайших людей в истории цивилизации. Постижения, становящегося частью нашей собственной личности.




 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ