|
ВОРОHКОВ Ю.С. ТОЧHОСТЬ И АДЕКВАТHОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕHИЯ ТЕКСТОВ ЛЕОHАРДО ДА ВИHЧИ В УЧЕБHОМ ПРОЦЕССЕ
Главная → Публикации → Материалы международной конференции → Воронков Ю.С. Точность и адекватность представления текстов Леонардо да Винчи в учебном процессе
Судьба "естественнонаучного и инженерного" наследия Леонардо, как известно, трагична — оно не нашло непосредственно практического применения. Поэтому тексты Леонардо (а под текстами мы понимаем как вербальные тексты, так и рисунки, кроме художественных) особенно важны для современного образования. Их эвристическая ценность непреходяща.
Современное образование во все возрастающей степени реализует себя в среде новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), и "перевод" текстов в цифровую форму вызывает весьма непростые вопросы. Помимо "классических" вопросов лингвистического характера появляются совершенно новые. Так, некоторые схемы и рисунки могут быть анимированы, что дает совершенно новую информацию, изначально в тексте отсутствующую. Или: создание объемного изображения на основе исходного плоского. Насколько правомочны информационные интерпретации? Являются ли они дополнением исходных текстов или их искажением? Классические вербальные тексты также претерпевают существенные трансформации. Будучи собраны в единую электронную базу данных, они могут быть препарированы с помощью гиперссылок во множество смысловых частей, о которых автор, возможно, и не думал.
Естественнонаучные размышления и проектные работы Леонардо изначально носят целостный характер, в котором образность имеет главенствующее значение. Для достижения адекватности представления идей Леонардо образность, естественно, должна быть сохранена. Вопрос, требующий обсуждения, - насколько образность, достигаемая с помощью ИКТ, адекватна исходной образности Леонардо.
|
|