Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


БИРЮКОВ Е.В. ТРАДИЦИЯ ЛЕОHАРДО ДА ВИHЧИ В СОВМЕЩЕHИИ HАУЧHОГО И ХУДОЖЕСТВЕHHОГО ТВОРЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬHОСТИ РОССИЙСКИЙ УЧЕHЫХ И КОHСТРУКТОРОВ


Главная  →  Публикации  →  Материалы международной конференции  →  Бирюков Е.В. Традиция Леонардо да Винчи в совмещении научного и художественного творчества в деятельности Российский ученых и конструкторов

Общеизвестно, что если человек талантлив, то в большинстве случаев его одаренность бывает разносторонней, однако добиваются значительных успехов, тем более достижений высшего мирового уровня, люди обычно в одной избранной области деятельности. Исключения из этого правила всегда вызывают повышенный интерес общества: и современников, и потомков, и особенно историков культуры. Классическим примером личности, достигшей наивысших успехов, как в художественном, так и в научно-техническом творчестве был и остался навсегда Леонардо да Винчи. Ни среди титанов Возрождения, ни среди выдающихся деятелей более поздних эпох долго не было соизмеримых с ним в комплексе фигур. Даже не в комплексе, а только живописи и графике Леонардо по любым критериям не уступает другим самым великим художникам всех времен и народов. А что касается науки и техники, то соизмеримые с ним деятели появились существенно позже. Лишь Н. Коперник был его современником, но он вошел в историю как автор единственного труда, изменившего всю картину мира и сразу же, хотя н в жестокой борьбе, воспринятого передовыми учеными и философами XVI в. Результаты научных трудов Леонардо не были столь же революционными, против них никто не боролся, но все равно они существенно опережали свое время и входили в общественную практику постепенно, часто переоткрытые другими авторами. В России современная наука получила развитие существенно позже, чем в Западной Европе, фактически с эпохи Петра Великого, который не стал великим ученым и инженером не столько из-за недостаточного образования, сколько из-за занятости государственными делами. Но он был первым русским деятелем, соизмеримым с титанами Возрождения, и открыл путь для других, в первую очередь для М. В. Ломоносова (1711—1765), чей образ прямо коррелируется с образом Леонардо да Винчи. В дальнейшем подобных "совместимости" наук и искусств в XVIII—XIX вв. практически не было, но с приходом XX в. они 3 вились вновь: удивительную фигуру представлял собой А. Л. Чижевский (1897—1964), которого за многообразный вклад в науку и искусство прямо называли "Леонардо XX века". Нельзя пройти и мимо трудноразделимого географо-этнографического и живописного творчества Н. К. Рериха (1874—1947) и крупномасштабной палеонтологической деятельности И. А. Ефремова (1902—1972), совмещавшейся с созданием замечательных научно-фантастических романов. XX в. стал веком покорения воздушного пространства и начала космической эры, осуществившегося в наше время благодаря жизненному подвигу К. Э. Циолковского и С. П. Королева, не уступающих по масштабам и разнообразию деятельности титанам прошлых веков. И хотя работа в области авиации и космонавтики требовала максимальной самоотдачи, тем не менее, именно в среде ученых, конструкторов и летчиков, покорявших небо, появились живописцы, чьи произведения далеко превосходят любительский уровень и вполне выдерживают искусствоведческую критику. В их числе академики АН СССР Б. Н. Петров (1913-1980), Б. Н. Юрьев (1889-1957), О. К. Антонов (1906-1984); доктора технических наук знаменитые конструкторы самолетов Н. Н. Поликарпов (1892—1944) и вертолетов М. Л. Миль (1909-1970), крупный газодинамик Г И. Покровский (1901-1979), заместители главного конструктора первых ракетно-космических систем С. П. Королева И. Н. Садовский (1919-1993) и М. К. Тихонравов (1900-1974); летчики-испытатели и космонавты К. К. Арцеулов (1891-1980), А. А. Леонов (р. 1934) и В. А. Джанибеков (р. 1942). Здесь уместно сказать, что М. К. Тихонравов, как и Леонардо, уделил много внимания изучению полета птиц и обобщил его результаты в специальном труде. Хотя их исследования разделяют 450 лет, оба, в конечном счете, поняли неплодотворность этого пути и оставили его, причем Леонардо сосредоточил внимание на проблемах наземной техники, а Тихонравов — ракетно-космической. В заключение отметим, что практически все деятели XX в., совмещавшие работу в науке и искусстве, в конечном счете, предпочли науку и технику. Что касается вклада в развитие искусства вообще, то последующие века в лучшем случае дали творцов, стоявших на уровне титанов Возрождения, но все-таки не превосходивших их. В науке и технике дело обстоит совсем по-другому: с каждым веком количество великих деятелей, превосходящих возрожденческие масштабы, постоянно возрастает. В этом, очевидно, отражается закономерность, по которой наука как способ познания и преобразования мира все сильнее превосходит искусство.




 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ