Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


ПРИМЕР РАССУЖДЕHИЙ


Главная  →  Интерактив  →  Уроки с Леонардо да Винчи.  →  Урок 15. Распространение света  →  Пример рассуждений

Высказывания Леонардо да Винчи по этой проблеме находятся в статьях: 629*768; 599.Т.Р.630; 630*769; 338.A.2v.; 534.C.A.138r.(B)

Леонардо да Винчи несколько исправляет связанное с учением Аристотеля утверждение, что так же, как вся вселенная состоит из огня, воздуха, воды и земли, так и все цвета являются следствием смешивания четырёх простых исходных цветов.

Этими цветами считались: красный — огонь, синий — воздух, зелёный — вода и серый — земля.

Леонардо был слишком пытливым наблюдателем, чтобы не заметить, что серый не является простым цветом, и он в качестве простейших исходных цветов предлагает считать красный, синий, зелёный и жёлтый, прибавляя к ним, с некоторыми оговорками, белый и чёрный цвета.

Леонардо открыл, что чем больше расстояние и, следовательно, чем толще слой воздуха, отделяющий предмет от наблюдателя, тем больше он теряет свою белизну и тем синее кажутся тени и краснее кажется источник света. Он строит на этом свою теорию изображения воздушной перспективы. Эта теория была долгое время господствующей в среде многих художников итальянской и фламандской школ.

Леонардо, очень смело для того времени, связал изменение цветового восприятия тела с расстоянием до него. Он не понимал законов поглощения и рассеивания в воздухе разных световых колебаний спектра; это, а также то, что он принимал белый цвет простейшим, а не сложным, составленным из ряда простых цветов, не дало ему возможности найти правильное объяснение замеченной им закономерности.

Под влиянием Аристотеля он искал объяснения замеченным явлениям в том, что воздух добавляет к свету изображения присущий ему синий цвет.

Леонардо в своих трудах разбирает рецепты соотношения красок, своеобразную шкалу синеватости, в зависимости от соотношения расстояний до изображаемого на картине предмета.

Низко стоящее солнце кажется краснее, чем высоко стоящее. Леонардо, не понимая ещё условий поглощения колебаний ранних частот спектра, ищет объяснения в том, что это происходит за счёт появляющихся паров в воздухе. Скрыто здесь подразумевается, что пары есть следствие огня, а огонь связан с красным светом, и, следовательно, воздух, в этом случае, окрашивает предмет в красный цвет.

Леонардо да Винчи оставил множество наблюдений по вопросам «воздушной перспективы», как фактически назывался тогда весь комплекс вопросов, связанных с оптикой. Его глаз художника помог ему подметить многое, далеко выходящее из рамок «чистой изобразительности».

Но в этой области у Леонардо меньше, чем в каком-либо другом разделе физики, научных обобщений. Ряд историков утверждает, что в этом свойство Леонардо: страсть к опытной проверке, пытливый взгляд на окружающую природу и робость в обобщениях, особенно когда нужно резко порвать с привычными представлениями.

Рассмотрим утверждение, приведённое в статье 338.A.2v., и оно будет наглядным доказательством порочности подобного образа. В этом утверждении формулируется положение о принципе наложения (суперпозиции). Принцип этот во времена Леонардо звучит совершенно отвлечённо, и для разбираемого им вопроса сформулирован совершенно правильно.

Откуда знать Леонардо о том, что в системах и средах, для которых неприменим принцип наложения, имеет место вытеснение одного колебания другим? Но он говорит о таком вытеснении.

Трудно уложить на прокрустово ложе упрощённых определений гений этого человека.

Выводы:

Леонардо да Винчи, обобщая свои наблюдения, понял самый факт влияния толщи воздуха на кажущуюся окраску предмета. Он не смог понять природу белого цвета и наличие поглощения и рассеивания света в воздухе, разного для разных цветов спектра, и это не дало ему возможности правильно истолковать замеченные им явления.





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ