|
ПРИМЕЧАHИЯ
Главная → Публикации → Проблемные статьи → Лазарев В. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи. / Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи живописца и скульптора флорентийского. - М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1934., с. 5-45 → Примечания
1. Мысль о прямой связи культуры ренессанса с развитием раннеитальянского капитализма проникает, за последнее время, все глубже в науку. Ср. статью норвежца Коht в Revue de Sinthese historique за 1924 год (т. XXXVII), стр. 107—116. Ср. также Deri. Die Renaissancekunst als soziologisches Faktum, Zeitschrift fur Asthetik 1932, стр. 389—391; A. von Martin, Soziologie der Renaissance, 1932; его же, Humanismus als soziologisches Phanomen, Archiv fiir Sozialwissenschaft und Sozialpolitik. 1931, стр. 441-474. 2. Я.Буркгардт, Культура Италии в эпоху Возрождения, I—II, С.-Петербург. 1901—1906. 3. К.Вurdасh, Reformation, Renaissance, Humanismus. Berlin, 1918; eго жe, Deutsche Renaissance, 2. AufL, Berlin, 1918. 4. E. Walser, Studien zur Weltanschauung der Renaissance, Basel, 1920. 5. J.Huizinga, Das Problem der Renaissance (сборник "Wege der Kulturgeschichte"), Munchen, 1930, стр. 89—140 (с подробной библиографией). 6. F.Аntаl, Studien zur Gotik im Quattrocento, Jahrbuch der preussischen Kunstsammlungen, 1925 (46), стр. 3—32; его же, Gedanken zur Entwicklung der Trecentound Quattrocentomalerei in Siena und Florenz, Jahrbuch fur Kunstwissenschaft, 1924, стр. 207—239. 7. Ф. Энгельс, Диалектика природы, изд. 4-е, стр. 109. 8. Г. Вельфлин, Классическое искусство, С.-Петербурге 1912; его же, Основные понятия истории искусств, Москва-Ленинград, 1930. 9. Литература о Леонардо огромна. По своему объему она может сравниться лишь с литературой о Данте и Гете. Исчерпывающая библиография (до 1930 г.) приведена в монументальной работе E. Verga, Bibliografia Vinciana, 1493—1930, I—II, Bologna, 1931. См. также J. Schlosser, Die Kunstliteratur, Wien; 1924, стр. 143—150 и Allg-emeines Lexikon der bildenden Kunstler begriindet von Thieme und Becker, XXIII, Leipzig, 1929, стр. 78—80. Систематический обзор всей новой литературы, посвященной Леонардо, дается в нерегулярно выходящих под ред. Е. Verga выпусках Raccolta Viciana presso L´archivio storico del Comune di Milano (c 1905 г.). В дальнейшем мною будут приводиться только основные и притом наиболее ценные сочинения. Среди искусствоведческих работ о Леонардо необходимо в первую очередь назвать следующие: Р. Мullеr-Walde, Leonardo da Vinci, Miinchen, 1889 (не закончено); G. Morelli (Jvan Lermolieff), Die Galerien Borghese und Doria Pamfili in Rom, Leipzig, 1890 (в обеих этих книгах, впервые, ставится критически вопрос о том, какие произведения могут считаться работами Леонардо); W. von SeidIitz, Leonardo da Vinci, I—II, Berlin, 1909 (капитальное исследование); Jens Thiis, The florentine years of Leonardo, London , 1913 (подробный анализ ранних вещей Леонардо); A. de RinaIdis, Storia dell´ opera pittorica di Leonardo da Vinci, Bologna, 1922, E.Hildebrandt, Leonardo da Vinci, Berlin, 1927; A.Venturi, Storia dell´ arte italiana, IX—I, Milano, 1925; O. Siren, Leonard de Vinci, I—III, Paris et Bruxelles, 1928 (интересная работа); W. Suida, Leonardo und sein Kreis, Munchen, 1929 (исчерпывающее освещение школы); Н. Bodmer, Leonardo. Des Meisters Gemalde und Zeichnungen (в серии „Klassiker der Kunst"), Stuttgart und Berlin, 1931 (прекрасная сводка всех известных нам сведений о росписях, картинах и рисунках Леонардо, с подробной библиографией); В. Berenson, italian pictures of the Renaissance. A list of the principal artists and their works with an index of places, Oxford, 1932, стр. 279. Яркую характеристику искусства Леонардо дает М. Dvorak, Geschichte der italienischen Kunst im Zeitalter der Renaissance I, Munchen, 1927, стр. 143—150, 172—194. На русском языке существуют солидное оригинальное исследование А. Волынского „Леонардо да Винчи", 2-е изд., Киев, 1909, серьезная статья Д. Айналова, Vinciana. Этюды по изучению живописной манеры Леонардо да Винчи, Известия Гос. Академии материальной культуры, 1927 (V), стр. 1—64 и ряд переводных работ: Г. Сеайль, Леонардо да Винчи как художник и ученый. СПБ, 1893; его же, Леонардо да Винчи, его жизнь и художественная деятельность, СПБ, 1908 (обе книги устарели);3. Фрейд, Леонардо да Винчи, Москва, 1912 (острый, но на редкость однобокий психоаналитический этюд); ,,Флорентинские чтения. Леонардо да Винчи". Перевод с итальянского И. А. Маевского, Москва, 1914 (сборник статей далеко неодинакового качества); Г. Вельфлин, Классическое искусство, СПБ, 1912, стр. 23—35 (формальный анализ важнейших произведений Леонардо); Леонардо да Винчи. Редакция А. Л. Волынского. Сан-Петербург, 1922 (этот сборник содержит яркую, полную снобистических парадокс статью Бернсона). Исследование Волынского занимает совершенно особое место в огромной литературе о Леонардо. Автор хорошо знает свой предмет, но его общая установка абсолютно неприемлема. Не говоря уже о том, что она носит сугубо идеалистический характер, она, прежде всего, неисторична. Волынский эстетизирует Леонардо так, как будто бы последний был участником группы «Мира искусства». Неубедительны и все рассуждения автора о „демонизме" Леонардо. В чисто искусствоведческой плоскости работа Волынского также оставляет желать многого. Сложнейшей проблемой леонардоведения является вопрос о том, какие из работ мастера могут считаться его бесспорными собственноручными произведениями. За последнее время Вентури, Суида и Бернсон склоняются к расширению о euvre’a Леонардо, приписывая ему такие картины, как мюнхенскую мадонну, Благовещение в Уффици, портрет Джиневры деи Бенчи в Лихтенштейновской галлерее в Вене, портрет музыканта в миланской Ambrosiana, „Даму с горностаем" в собр. Чарторыжского в Кракове, Мадонну Литта в Эрмитаже и женский портрет в Лувре (так называемая „La belle Ferroniere"). Ни одно из этих произведений я не рассматриваю как принадлежащее Леонардо. В данном отношении я стою на зрения Зейдлица, Сирена и Бодмера, предельно сужающих oeuvre мастера. При размежевании работ Леонардо и работ его учеников и последователей необходимо руководствоваться, прежде всего, критерием качества. А как раз с точки зрения качества все вышеперечисленные произведения довольно сильно отличаются собственноручных вещей Леонардо. Последний был слишком занят научными исследованиями, чтобы уделять время работе над картинами, чья психологическая выразительность стоит далеко не на уровне его обычных достижений. Если занимался живописью, то создавал лишь первоклассные шедевры. 10. Публикацию рукописей Леонардо содержат следующие издания: Ravaissor-Mjnllien, Les manuscrits de Leonard de Vinci de la Bibliotheque de l´lnstitut put facsimiles, I-VI, Paris, 1881—1891; J. P. Richter, The literary works of Lionardo, I—II, London, 1883; L. Beltrami, ll codiee di Leonardo da Vinci nella Biblioteca del Principe Trivulzio, Milano, 1891; Th. Sabachnikoff-Piumati-Ravaisson-Моllien, Codice sul volo degli uecelli e varie altre materie, Paris, 1893; Th. Sabachnikoff-Piumati-Ravaisson-Mollien, I manoscritti di Lionardo da Vinci della Regia Biblioteca di Windsor. Dell, anatomia, fogli A e B, I—II, Paris-Turin-Rome, 1898—1901; Rouveyre, Feuillets inedits, reproduits d´apres les originaux manuscrits a la Bibliotheque du Chateau de Windsor, 22 выпуска, Paris, 1891 сл; Rоuveуre, Leonard da Vinci, Sciences physico-mathematiques, manuscrits inedits, reproduits d´apres les originaux conserves au British Museum, I—XII, Paris, 1901; Leonardo da Vinci, Problemes de geometric et de hydraulique (Forster Library, South; Kensington Museum), I—III, Paris, 1901 сл.; Piumati, II Codice Atlantico, pubbl. dalla Regia Accademia dei Lincei, Milano, 1894—1904; G. Calvi, II codice nella Biblioteca di Lord Leicester, Holkham Hall, Milano, 1909; O. Vangensten, Fonahn, Hopstock, Quaderni d´anatomia, I—VI, Kristiania, 1911—1916; E. Carusi, I fogli mancanti al Codice sul volo (R. Comm. Vine.), Roma, 1926; E. Carusi e A. Favaro, Leonardo, Del moto e misura dell´ aqua (Pubbl. dell´ Istituto Vinciano), Nuova ser. I. Bologna, 1923; Leonardo, Manoscritti e disegni (Pubbl. dell R. Commissione Vinciana). II Codice Arundel, I—II, Roma, 1923—1926. Антологии избранных отрывков из литературных произведений Леонардо дают: E. Sоlmi, Frammenti letterari e filosofici, Firenze, 1899; G. В. de Тоni, Frammenti Vinciani, Padova, 1900; L. Вellrami, Scritti di Leonardo, Milano, 1913; Fumagalli, Leonardo prosatore, Milano, 1915; M. Herzfeld, Leonardo da Vinci, der Denker, Forscher und Poet, 2. AufL, Leipzig,. 1906; Peladan, Textes choisis de Leonard de Vinci traduits d´apres les manuacrits originaux, Paris, 1907; Me. Curdy, The note books of Leonardo, rendered into English with introduction, London, 1906. Для выяснения хронология леонардовских рукописей см. G. Calvi, I manoscritti di Leonardo da Vinci dal punto di vista cronologico, storico e biografico (Pubbl. dell´ Istitut. Vinciano), Bologna, 1925. 11. И. Дель Лунго, Леонардо как писатель (в сборнике „Флорентийские чтения. Леонардо да Винчи"), стр. 270. 12. О Леонардо как скульпторе см.: Bode, Leonardo als Bildhauer, Jahrbuch der preussischen Kunstsammlungen, 1904 (XXV), стр. 125 сл.; Meller, Reiterdarstellungen Leonardos, Jahrbuch der preussischen Kunstsammlungen, 1916 (XXXVII), стр. 213 сл; F.Malaguzzi Valeri, Leonardo da Vinci e la scultura (Pubbl, dell´ Istitut. Vinciano), Bologna, 1922; Th. Cook, Leonardo sculptor, London, 1924; R. Stites, Leonardo da Vinci, sculptor. Art Studies, 1926 (IV). стр. 103—109; 192S (VI); 1930 (VIII-2), стр. 287 сл. Ни одного достоверного скульптурного произведения Леонардо до нас не дошло. Будапештская бронзовая статуетка всадника выдает наибольшую близость к стилю Леонардо, но и она не может быть ему приписана, о чем свидетельствует характер ее отливки, указывающий на более позднее время. Автор этой статуетки использовал оригинальный рисунок Леонардо. 13. О Леонарде как архитекторе см. H. Geуmuller, Leonardo Architect, London, 1883; L. Heydenreich, Die Sakralbau-Studien Leonardo da Vinci´s, Leipzig, 1929 (с подробной библиографией). 14. Проездом через Мантую в 1500 году Леонардо зафиксировал черты Изабеллы д´Эсте в рисунке, исполненном углем и сангиной. На основе этого рисунка, ныне хранящегося в Лувре, он должен был выполнить портрет. 15. В. Патер, Леонардо да Винчи (в сборнике „Ренессанс"), Москва, б. г. стр. 78. 16. В письме, обращенном к братьям Леонардо да Винчи, Мельци ни слова не говорит о „покаянии" Леонардо и о его ,,усиленном изучении" перед смертью „установлении католичества", как это описывает в патетических тонах Вазари. Мельци лаконично пишет: „он ушел из этой жизни со всеми обрядами матери святой Церкви и мирно настроенный". 17. Общую характеристику философских и естественнонаучных взглядов Леонардо дают: Prantl, Leonardo da Vinci in philosophischer Beziehung. Sitzungsberichte der Bayrischen Akademie der Wissenschaft, Philosophisch-Historische Klasse, 1885; E. Sоlmi, Studi sulla filosofia naturale di Leonardo da Vinci, Modena, 1898; его же, Nuovi studi sulla filosofia naturale di Leinardo, Mantua, 1905 (обе работы носят совершенно некритический характер); Б. Кроче, Леонардо как философ (в сборнике „Флорентийские чтения. Леонардо да Винчи"), стр. 229—249 (острая, свежая статья; несомненная заслуга Кроче в том, что он впервые порвал с некритическим, традиционно-восторженным отношением к Леонардо); L. Olschki, Geschichte der neusprachlichen wissenschaftlichen Literatur I, Leipzig-Firenze, 1919, стр. 252—413 (серьезная работа, выдвигающая совершенно новые точки зрения); E. Сassirer, Individuum und Kosmos in der Philosophic der Renaissance („Studien der Bibliothek Warburg"), Leipzig, 1927, стр. 53—55, 58-62, 161—183 (лучший анализ леонардовской философии). По вопросу об источниках леонардовской философии и науки см. E. Sоlmi, Le fonti dei manoscritti di Leonardo da Vinci, Torino, 1908; его же, Nuovi contributi alle fonti dei manoscritti di Leonardo da Vinci, Giornale storico della letteratura italiana, 1911; P. Duhem, Etudes sur Leonard da Vinci, I—III, Paris, 1906—1916 (капитальное исследование). 18. Среди огромной литературы о Леонардо как ученом укажем следующие основные работы: Еlsasser, Die Bedeutung Leonardos fur die exakten Wissenschaften, Preussische Jahrbiicher, 1899; O. Werner, Zur Physik Leonardos, Berlin, 1913; A. LanсeLоtti-Buonsanti, II pensiero anatomico di Leonardo, Milano, 1897; J. P. Mac Murrich, Leonardo da Vinci the anatomist, Baltimore, 1930; П. Спешилов, Леонардо да Винчи как анатом, Саратов, 1930; Е. Sоlmi, Leonardo come precursore della embriologia, Torino, 1909; O. Vangensten, Leonardo da Vinci og Fonetiken, Kristiania Vetenskapsselskap. Forhandl., 1919; G. Favaro, Leonardo da Vinci, i medici e la medicina (Pubbl. dell´ Ist. Vine.), Roma, 1923; M. Ваratta, Leonardo ed i problem! della terra, Torino, 1903; его же, Leonardo e gli studi per la navigazione dell´ Arno, Roma, 1905; G. de Lorenzo, Leonardo e la geologia (Pubbl. dell´ Ist. Vine), Bologna, 1920; M. Вaratta, Leonardo e la cartografia, Voghera, 1912; A. Balducci, Leonardo da Vinci botanico, Bologna, 1914; его же. La botanica di Leonardo da Vinci (dai manoscritti dell´ Istit. di Francia), Bologna, 1915; его же, La botanica nel Codice Atlantico, Bologna, 1916; G. В. de Тоni, Le piante e gli animali in Leonardo da Vinci (Pubb. dell Ist. Vine.), Bologna, 1922; F. Feldhaus, Leonardo da Vinci der Techniker und Erfinder, Jena, 1913; F. Schuster, Zur Mechanik Leonardos, Eriangen, 1915; J. В. Hart, The mechanical investigations of Leonardo, London, 1925. Ср. также вышецитированные работы Solmi, Duhem к Olschki, равно как и статьи Фаваро, Ботацци и Бельтрами в сборнике „Флорентинские чтения. Леонардо да Винчи", Москва, 1914. 19. Анализ эстетических теорий Леонардо дают: J. Wоlff, Lionardo da Vinci als Asthetiker, Strassburg, 1901; L. Venturi, La critica e 1´arte di Leonardo da Vinci (Pubbl. dellest. Vine.), Bologna, 1919 (хорошая работа); его же, La critique d´art en Italie a l´epoque de la Renaissance: II. Leonard et Michel-Ange, Gazette des Bea Arts, 1923 (VIII), стр. 43—52; J. Schlosser, Die Kunstliteratur, стр. 150—163. 20. Публикации многочисленных рисунков Леонардо содержат следующие издания Р. Carlevaris, Disegni di Leonardo nella biblioteca di S. Maesta il Re, Torino, 1888; В. Berenson, Drawings of the Florentine painters, I—II, London, 1903, L. Beltrami, Disegni di Leonardo da Vinci e della sua scuola alia Bibl.Ambrosifnf, Milano, 1904; S. Colvin, Drawings of old masters in Christ Church, Oxford, 1907; G. Fogolari, I disegni della R. Galleria di Venezia, Milano, 1913; L. Demon Musee du Louvre. Les dessins de Leanard, Paris, 1921; A. Venturi, I disegni di L nardo da Vinci (Commissione Vinciana), Roma, 1928 сл; G. Panеi, Zeichnungen alter Meister in der Hamburger Kunsthalle, Frankfurt a. M., 1928; A. Pорp, Leonardo da Vinci. Zeichnungen, Munchen, 1928; H. Воdmer, Leonardo, Stuttgart-Berlin, 1931. 21. Бернсон, Леонардо (в сборнике „Леонардо да Винчи", ред. А. Волынским), СПБ, 1922, стр. 41. 22. Р. VаIerу, introduction a la methode de Leonard de Vinci (в сборнике «Variety»), Paris, 1924, стр. 169-268. 23. F. Zuccaro, L´idea de´ scultori, pittori e architetti, Torino, 1607, II, 6, стр.134. 24. Кроче, Леонардо как философ, стр. 248.
|
|