|
ЧАСТЬ II. 3
Главная → Публикации → Проблемные статьи → Лазарев В. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи. / Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи живописца и скульптора флорентийского. - М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1934., с. 5-45 → Часть II. 3
Около этого же времени, т. е. около 1503 года, Леонардо исполнил 'портрет Моны Лизы (так называемая Джоконда), ныне хранящийся в Лувре. Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. Его ссужали всеми тончайшими переживаниями европейца эпохи Пруста, в нем открывали такие психологические нюансы, о которых Леонардо не смел и помыслить, в связи с этим говорили, и о демоничности, и о бесполости, и о порочности изображенного в нем персонажа. Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения, искренне удивлена. И еще более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу — дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. По словам Вазари, Леонардо „приглашал во время позирования Моны Лизы людей, игравших на лире и певших, и постоянно держал шутов, призванных развлекать ее, чтобы этим способом устранить меланхоличность, свойственную обыкновенно живописным портретам". С помощью таких искусственных мероприятий стремился Леонардо вызвать на лице своей модели ту улыбку, которую он и зафиксировал в своем произведении. Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. И при всем том, эта улыбка абсолютно естественна, и в этом именно сила ее очарования. Она отнимает у лица все жесткое, напряженное, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределенных душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью. И поэтому тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Ее сущность заключается в том, что здесь дается одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями. Перенеся главный центр тяжести на лицо портретированной, Леонардо одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Кваттрочентистские портреты были обычно поясными. Леонардо делает портрет Моны Лизы поколенным, что дает ему возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приемов. Но самое замечательное в портрете — это подчинение всех частностей руководящей идее. Голова и руки — вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные ее элементы. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Его главная цель — не отвлечь внимания зрителя от лица. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Леонардо сознательно избегает тяжелых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица. Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу. Впечатление, произведенное портретом Моны Лизы на современников Леонардо, было огромное. „Поистине, — говорит Вазари,— портрет написан так, что заставляет трепетать и смущаться любого выдающегося художника, кто бы он ни был". Несмотря, однако, на успех своей вещи, Леонардо был недоволен жизнью во Флоренции. Помимо неудачи с росписью для палаццо Веккио, его постиг здесь ряд горьких разочарований. 7 июля 1504 года умер отец Леонардо. 2 года спустя Леонардо находился в Фьезоле, неподалеку от Флоренции, где решился испытать построенную им модель летательного аппарата. „Большая птица, — пишет он, — направит впервые свой полет со спины своего большого лебедя (cecero), наполняя мир изумлением, все писания своею славою и вечным почетом гнездо, где она родилась". Этот большой лебедь есть не что иное, как обнаженный холм в Фьезоле, по прозванию Monte Ceceri. Вероятно, именно отсюда сделал Леонардо попытку испробовать свой аппарат, попытку, кончившуюся неудачей, о чем свидетельствует, в частности, живущее до сих пор в окрестностях Фьезоле предание о большом лебеде, полетевшем с „обнаженной горы" и затем навсегда исчезнувшем. Этому второму удару сопутствовало все большее обострение отношений с Микель Анджело. Была, наконец, еще одна причина, толкавшая Леонардо на отъезд из Флоренции. В начале XVI века сильнейшим образом пошатнулось положение флорентийской промышленности, терявшей один рынок за другим. В связи с этим началось бегство капиталов (главным образом во Францию) либо усиленное их вложение в землю. В этих условиях позиции крупной буржуазии становились все более слабыми, зато усиливались позиции средней и мелкой цеховой буржуазии и земельного дворянства. Такая обстановка не могла быть симпатичной Леонардо одному из крупнейших идеологов буржуазии. В третий раз он делает попытку найти себе богатого сильного покровителя, на этот раз в среде вторгнувшихся в Италию французов. И в данном шаге лишний раз сказывается политическая беспринципность Леонардо, всегда шедшего в услужение к тому, кто мог гарантировать ему наилучшие условия для работы. Новым покровителем Леонардо был Шарль д’Амбуаз, маршал Шомон, наместник французского короля Людовика XII, к которому Леонардо получил разрешение от гонфалоньера республики Пьетро Содерини поехать на три месяца в Милан. В январе 1507 года сам французский король Людовик XII обращается, через флорентийского посла Пандольфини, к республиканскому правительству с просьбой оставить у него на службе находившегося в это время уже вновь в Милане Леонардо. На это деликатно выраженное „пожелание" флорентинская республика не посмела ответить отказом. 24 мая 1507 года Людовик XII торжественно вступил в Милан. Леонардо сумел обворожить французского короля, пожаловавшего его вскоре титулом „Peintre du Roy". Людовик не чаял души в своем придворном художнике, которого он называет „notre tres cher et bien aime Leonard de Vince". В августе 1507 года Леонардо приезжает, примерно на полгода, во Флоренцию. Летом 1508 года мы находим его вновь в Милане, где он пробыл до 1513 года. Эти миланские годы представляются большинству исследователей одними из самых темных в жизни Леонардо. По-видимому, в 1506—1507 годах Леонардо работал над никогда неосуществленным памятником французскому маршалу Тривульцио — завоевателю Ломбардии. Как и в памятнике Сфорца, он колебался между двумя вариантами (вздыбленной и спокойно идущей лошадью). Статуя должна была стоять на высоком цоколе, в нише которого помещался саркофаг с покоившейся на ней фигурой маршала. Около 1507 года мастер разрабатывал уже ранее его заинтересовавшую композицию „Леды", о чем свидетельствует ряд относящихся к этому времени рисунков, использованных подражателями и учениками Леонардо. Между 1508 и 1512 годами он исполнил две свои самые поздние вещи, ныне хранящиеся в Лувре, — св. Анну и Иоанна крестителя. Обе эти картины ясно показывают, что к концу пройденного им творческого пути Леонардо уже не ставил никаких новых проблем, ограничиваясь перепевами старых мотивов. На лицах Анны, Марии и крестителя играет одна и та же улыбка, превратившаяся в традиционный прием и говорящая об известной ограниченности диапазона леонардовских психологических средств выражения. Ничего принципиально нового не находим мы и в композиции, равно как и в понимании светотени, ставшей несколько более тяжелой и темной, отчего, общая колористическая гамма ударяет в серовато-коричневый тон. К концу миланского пребывания Леонардо политическая атмосфера начала опять сгущаться. Образовавшаяся „священная лига" поставила себе целью изгнать из Италии французов. 23 декабря 1512 года Максимилиан, сын Лодовико Моро, опираясь на помощь швейцарского войска и на покровительство германского императора, овладел Миланом. По словам одного старого историка, началась эпоха „смут, мести и всеобщего разорения". Оставаться в этих условиях в Милане было небезопасно. К тому же Леонардо настолько скомпрометировал себя близостью к французам, что он почел наиболее благоразумным покинуть 24 сентября 1513 года Милан и направить свои стопы в Рим, где он прибег к покровительству Джулиано Медичи — брата Джованни Медичи, незадолго до того занявшего папский престол под именем Льва X. Больших художественных работ Леонардо в Риме не получил. Несмотря на то, что он был одним из главных создателей стиля „высокого Возрождения", к середине второго десятилетия XVI века его художественная манера была для римлян уже несколько архаичной. Богатое, гедонистически настроенное патрицианское общество, группировавшееся около Льва Х — этого истинного сына своего отца, знаменитого Лоренцо Медичи, ценило в искусстве более всего ту импозантную „grandezza", которую воплощал в своих произведениях Рафаэль, и ту неистовую, полную пафоса „terribilita", которой отличались росписи и статуи Микель Анджело. Картины Леонардо должны были ему казаться слишком „натуралистичными", сухими и скромными. И поэтому далеко неслучайно на долю Леонардо выпал в Риме лишь один небольшой заказ от папы. По- получении его художник тотчас же стал приготовлять какой-то новый травяной лак, для более прочного сохранения грядущего шедевра. Когда слухи об этом дошли до Льва X, он презрительно заметил: „Увы, этот ничего не сделает. Он думает о конце, еще не приступив к началу". Эти слова как нельзя лучше характеризуют то изолированное положение, в какое Леонардо попал в Риме. Его экспериментаторский гений, связанный с развитием передовой буржуазной мысли XV века, пришелся не по вкусу папскому двору, быстро аристократизировавшемуся и все более отходившему от простых, здоровых, реалистических традиций кваттрочентистской культуры. В этих условиях Леонардо вновь приходилось думать о приискании себе сильного покровителя, который смог бы обеспечить ему спокойную старость. Резко изменившаяся политическая ситуация неожиданно пришла ему здесь на помощь. Взошедший на французский престол, после смерти Людовика XII, Франциск I решил привести в исполнение незавершенный военный план Людовика в отношении обратного завоевания Ломбардии. После знаменитой победы при Мариньяно он торжественно вступает 17 сентября 1515 года в Милан. Вскоре после этого Максимилиан Сфорца подписывает свое отречение, а испуганный папа спешит заключить в Болонье унизительный для Италии мирный договор. Узнав о всех этих событиях, Леонардо направляется в Ломбардию и еще раз, в последний раз, передается на сторону победителя. Он поступает на службу к Франциску I и в конце 1516 года направляется, по его приглашению, во Францию, с титулом придворного живописца и с заранее обусловленным жалованием в 700 скуди в год. 17 мая 1517 года Леонардо прибыл в замок Кло Люсе, специально отведенный ему Франциском. К моменту приезда Леонардо во Францию последняя готова была стать еще более итальянской, чем сама Италия. Боровшиеся с феодальной аристократией французские короли опирались на передовое дворянство, для которого итальянская культура ренессанса являлась предметом ревностного подражания. Итальянские моды и обычаи быстро прокладывали себе путь во Францию, итальянское искусство становилось все более популярным. Немудрено, что подобная среда проявила к Леонардо совершенно исключительные интерес и внимание. Как король, так и двор начинают подражать ему в манере держаться, одеваться, носить бороду и стричь волосы. В придворной беседе все чаще замелькали итальянские словечки. Имя „божественного" Леонардо было у всех на устах. А старый „маг и волшебник" тем временем болел и угасал. У него стала отниматься правая рука, так что он был почти лишен возможности заниматься живописью. Он еще участвует в празднествах, исполняет проект нового дворца в Амбуазе, разрабатывает систему оросительных каналов, мечтает о приведении в порядок многочисленных рукописей. Но силы его все более слабеют. 23 апреля 1519 года он составляет свое завещание, с педантической точностью определяя ритуал погребения, перечень наследников, характер и размер дарений. Делать отсюда вывод, что Леонардо к концу дней своих стал ревностным католиком, было бы абсолютно произвольным и ненаучным заключением. Лишь Вазари, любивший перелицовывать своих ренессансных героев в благочестивых деятелей контрреформации, мог решиться на такую историческую фальсификацию, как следующее утверждение: „Видя приближение смерти, Леонардо усиленно принялся изучать установления католичества, нашей доброй и святой христианской веры. И потом, с обильными слезами, он исповедался и раскаялся". Так умирали придворные художники эпохи контрреформации, но нелюди типа Леонардо16. Всю свою жизнь он оставался чуждым религии и таким же он, без сомнения, сошел в могилу, когда 2 мая 1519 г. пробил его смертный час.
|
|