|
ЧАСТЬ I. 1
Главная → Публикации → Проблемные статьи → Лазарев В. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи. / Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи живописца и скульптора флорентийского. - М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1934., с. 5-45 → Часть I. 1
Эпоха итальянского Возрождения, когда жил и работал Леонардо да Винчи, является одной из наиболее интересных и полноценных эпох европейской истории. Для современности эта эпоха имеет совершенно особое значение, так как она наглядно демонстрирует, какой была культура молодого, полного творческих сил класса — класса подымающейся буржуазии, стремившейся ниспровергнуть феодальные устои общества. Не подлежит никакому сомнению, что культура Возрождения была теснейшим образом связана с ранним укреплением и развитием в Италии капиталистического хозяйства1. Более того, она была логическим следствием тех новых капиталистических отношений, которые в классически чистой для XV века форме сложились на почве наиболее передовых итальянских городов. Но при всей правильности такого рода постановки вопроса следует с самого же начала заметить, что она нуждается в ряде существенных дополнений и оговорок. Мы далеки от того слишком упрощенного понимания ренессанса, какое дают в своих трудах Буркгардт и во многом следующий за ним Вельфлин. Для Буркгардта2 эпоха Возрождения, целиком приравниваемая им к понятию „нового времени", была эпохой безграничного господства индивидуальной личности, скинувшей с себя церковные путы, глубоко проникнутой языческим духом, полной своеобразного скепсиса, рационализма и иррелигиозности. Переоценивая светские, передовые элементы Возрождения, Буркгардт чрезмерно модернизирует исторический процесс. С его точки зрения феодальная стихия как бы оказывается окончательно изжитой в XV—XVI веках; он явно недооценивает роли религии в структуре ренессансной культуры; он не считается с живучестью спиритуалистических традиций средневековья на протяжении всего кваттроченто и начала чинквеченто. Сложный, многослойный процесс Буркгардт делает чрезмерно прямолинейным и почти однопланным, тем самым, снимая все те противоречия, которые были в нем заложены. И поэтому далеко неслучайно в европейской науке наметилась, за последнее время, довольно сильная оппозиция против буркгардтовской концепции ренессанса. В трудах Бурдаха3, Вальзера4, Хейцинга5, Анталя6 данная оппозиция приняла вполне четкие формы. Все эти ученые справедливо заострили внимание на глубочайших противоречиях ренессансной культуры, совмещающей в себе передовые реалистические элементы с старыми спиритуалистическими традициями, окрашенными сильнейшим религиозным эмоционализмом. Они же указали на наличие в культуре Возрождения огромного количества феодальных пережитков, крайне осложняющих общую картину духовной жизни эпохи. При всей ценности сделанных ими отдельных наблюдений и выводов следует, однако, заметить, что их принципиальная установка заключает в себе одну большую опасность. Справедливо отвечая в культуре Возрождения своеобразное сочетание „нового" и „старого", они, незаметно для себя, перестают видеть за этим „старым" „новое". Они не только начинают клерикализировать весь процесс Возрождения, но и нередко затушевывают то принципиально „новое", что приносит с собою эпоха Возрождения по сравнению с эпохой феодализма. Иначе говоря, они подменяют понятие нового качества понятием эволюции, в своей постепенности растворяющей революционный характер того „величайшего прогрессивного переворота", который только когда-либо был пережит, по словам Энгельса7, человечеством. Для того, чтобы правильно понять проблему Возрождения, необходимо взять ренессансную культуру во всем ее единстве и во всех ее противоречиях, причем перед исследователем должна встать задача изучить не только идеологические надстройки, но и отношения в процессе классовой борьбы и экономический базис. И только тогда сделаются понятными двигающие силы эпохи и ее составные компоненты. Вскроется также в высокой мере своеобразный и компромиссный характер раннего итальянского капитализма, зародившегося и развивавшегося в рамках явно слишком для него тесной феодальной формации. Станет, наконец, совершенно ясным революционное значение эпохи как зари капиталистического развития Европы, причем, одновременно, не будут затемнены ее глубочайшие внутренние противоречия, обусловленные наличием во всей социально-экономической структуре передовых капиталистических и отсталых феодальных элементов. И тогда найдет себе логическое объяснение это поразительное сочетание в итальянском ренессансе строгого рационализма с приподнятой, окрашенной в мистические тона эмоциональностью, позитивного, чисто научного подхода к природе с магией и астрологией, полной личной свободы с рабством, величайшей чувственной распущенности с суровым аскетизмом, иррелигиозности с глубоким благочестием, не желающего считаться ни с какими этическими нормами анархического индивидуализма с еще продолжающей быть связанной церковным авторитетом набожностью. Ряд специфических обстоятельств был причиною того, почему в Италии, ранее, чем в какой-либо другой европейской стране, впервые феодальная система хозяйства стала расшатываться под напором зарождавшейся капиталистической стихии. Благодаря своему выгодному географическому положению Италия сделалась уже в XII веке посредницей в торговле между Западом и Востоком. Так называемые „Крестовые походы" еще более ускорили этот процесс, сконцентрировав в руках итальянских купцов крупные по тому времени капиталы. Такие города, как Венеция, Генуя и Флоренция вели широкую заморскую торговлю, быстро наживаясь на торговом обмене между Фландрией, Англией, Сев. Францией и Германией, с одной стороны, и Византией и Востоком — с другой. Все это не могло не содействовать энергичному росту итальянских городов, где буржуазия уже в XIII веке начала ниспровергать господство феодалов. Постепенно в торговлю стала втягиваться и аристократия, из рядов которой нередко выходили блестящие дельцы. Концентрация капиталов от торговых операций позволила итальянскому купечеству перейти к кредитным операциям, к торговле деньгами в широком масштабе. Именно на итальянской почве ссудный капитал получает величайшее развитие. Образуются товарищества в 10—20 участников, действующие в Англии, Франции, Фландрии, Неаполитанском королевстве, где они выступают в качестве сборщиков податей и десятин, принимают вклады, производят платежи, берут на откуп чеканку монеты и т. д. Флоренция превращается в главный центр кредитных операций. Здесь орудуют такие мощные банкирские фирмы, как Барди, Перуцци, Спини, Агчайоли, Фрескобальди, Франчези, Альберти, Медичи. Здесь же, впервые, зарождается капиталистическая кустарная промышленность, поглощающая в большом количестве рабочую силу и тем самым способствующая раскрепощению крепостных крестьян, бегущих из окрестных деревень в город. Появляется скупщик-предприниматель, который захватывает в свои руки сбыт изделий мастера и снабжение его сырьем. Особого расцвета достигают шерстяная и шелковая промышленность. Во Флоренции компании торговцев, входящих в состав цеха суконщиков (arte di lana), нередко занимаются банкирскими операциями, руководят процессом производства. Не принимая непосредственного участия в самой обработке шерсти, они приобретают шерсть, преимущественно в Англии, и сбывают готовые ткани в европейских государствах и на Востоке. В их мастерских производятся подготовительные процессы производства, в особенности очистка, промывание и чесание шерсти поденными рабочими. После этого шерсть переправлялась уже к работавшим на дому прядильщицам и ткачам, чья зависимость от предпринимателя была не менее велика, чем зависимость поденных рабочих. Им запрещалось работать не только на собственный счет, но и на заказ других лиц, кроме членов суконного цеха. Ткацкий станок, на котором ткач работал, либо принадлежал предпринимателю либо был заложен у него, так что в любой момент, если ткач отказывался работать на поставленных ему условиях, суконщик мог отнять у него станок. В последних стадиях производства сукно поступало к красильщикам и к рабочим, занимавшимся окончательной его отделкой, после чего оно возвращалось к суконщику, сбывавшему его на внутренних и внешних рынках. Эта производственная система, наиболее крупная и передовая для своего времени, базировалась на предприятиях в 40—100 рабочих, из которых от 12 до 30 работало в мастерской скупщика, а остальные у себя на дому. Уже в 1339 году имелось, по словам Виллани, 200 мастерских, вырабатывавших 70—80 тыс. штук сукна, причем в производственный процесс было втянуто до 30 тыс. человек. Совершенно ясно, что столь развитая промышленность, требовавшая организации производства на рациональных началах, представляла прямой контраст к чисто феодальной системе хозяйства, основанной на средствах внеэкономического принуждения и на сравнительно примитивном натуральном обмене. И поэтому далеко неслучайно Флоренции суждено было стать самым ранним и наиболее передовым форпостом европейского капитализма, где буржуазия получила особую силу и где; она, впервые, решилась скинуть с себя церковные путы, создав свободную светскую науку и вышедшее из-под опеки церкви искусство. Но как ни крепок был итальянский, и, в частности, флорентийский, капитализм XIV—XV веков, он был все же недостаточно силен, чтобы сломать рамки феодальной формации. На путях своего развития он постоянно наталкивался на ряд затормаживающих факторов. Прежде всего, он не базировался на техническом промышленном перевороте. Новые средства производства мало чем отличались от старых, причем они подвергались обычно крайне незначительным улучшениям. Во многом удержавшаяся иерархия цехов препятствовала свободному развертыванию капиталистической стихии, антагонистичной принципам цехового строя, с его строгой регламентацией и консервативным укладом жизни. Благодаря тому, что большая часть прибыли шла на удовлетворение личных потребностей, на приобретение недвижимости и на покупку предметов роскоши, накопление торговых капиталов происходило сравнительно медленным темпом. Особенно велико было вложение капиталов в землю, что придало совершенно особый отпечаток всему раннеитальянскому капитализму и оказало решающее влияние на его дальнейшую судьбу. Каждый купец считал своим долгом приобретать землю, иметь свой собственный villino. Земля рассматривалась в те времена, как единственная форма имущества, обладавшая крепостью и способностью переходить из поколения в поколение, в противоположность временному и часто эфемерному характеру денежных капиталов, помещенных в рискованных коммерческих предприятиях. Так, например, имущество Строцци во Флоренции состояло в 1427 году из 53 тыс. флоринов недвижимостей (земли, виноградники, мельницы, дома), 95 тыс. облигаций займов государства и всего из 15 тыс. торгового капитала; имущество братьев Козимо и Лоренцо Медичи в 1430 г. — из 39 тыс. недвижимостей, 29 тыс. облигаций займов и 44 тыс. торгового капитала. Такое большое вкладывание капиталов в землю, представлявшее своеобразную перестраховку, логически приводило к быстрому и органическому перерождению купцов в дворян. Покупая землю, купец незаметно для себя усваивал идеологию земельного собственника. Он становился особенно восприимчив к феодальным нравам и обычаям. К тому же многие из купцов и банкиров были выходцами из старых знатных аристократических фамилий, откуда они заносили в буржуазную среду чисто феодальные навыки. Все это, вместе взятое, придавало итальянскому капитализму специфически патрицианский характер, затемняя его буржуазную природу. Наконец, следует отметить что экономическое развитие Италии протекало в XIII—XVI веках крайне неравномерно. В одних областях капитализм пускал глубокие корни и совершенно преобразовывал всю жизнь, в других он едва находил себе доступ, наталкиваясь на яростное сопротивление сильных феодальных группировок, ревностно оберегавших старые порядки. И поэтому, когда передовые области вступали в полосу промышленного кризиса, они особенно легко рефеодализировались, подпадая под влияние отсталых областей с крепкими феодальными традициями. Наряду с внутренними причинами существовал и ряд внешних причин, который обусловил компромиссность и относительную слабость раннеитальянского капитализма. Последний мог процветать лишь до того момента, пока он занимал монопольное положение и имел широкие рынки сбыта. Когда же в Англии, Франции, Фландрии стала складываться своя собственная промышленность, выступившая конкурентом итальянской шерстяной промышленности, когда усилилась, благодаря увеличению удельного веса шелковой промышленности, зависимость Италии от все более нищавшей международной аристократии, выступавшей главным потребителем шелка, когда потоки мирового золота отклонились от Италии в связи с открытием Америки и морского пути в Индию, лишившего итальянское купечество его привилегированной роли посредника между Западом и Востоком, тогда итальянский капитализм вступил в полосу глубочайшего кризиса. Буржуазия стала быстро терять одну позицию за другой, производство стало свертываться, процесс перерождения буржуазии в дворянство и аристократию, с полной ясностью наметившийся уже к концу XV века, достиг своего логического завершения. Именно на этой основе сделалась возможной к 30-м годам XVI века та легкая победа феодальной реакции над флорентийским капитализмом, которая выдвинула на первый план вместо буржуазии крупное земельное дворянство. Двойственность экономического развития Италии в эпоху Возрождения привела к тому, что на итальянской почве нашла себе в это время место усиленная борьба за власть между двумя классами — буржуазией и феодальной аристократией. Последняя оказалась разгромленной далеко не во всех частях Италии; в некоторых городах, как, например, в Ферраре и Сиене, она прекрасно сумела приспособиться к новым условиям, нередко продолжая играть ведущую роль; в Неаполе ей удалось почти целиком удержать свои старые позиции; в Венеции и Генуе она умело втянулась в торговлю и очень скоро заняла господствующее положение, и даже во Флоренции — этом наиболее радикальном итальянском городе — она находила лазейки, несмотря на издевки Саккетти, Поджо и Пульчи. Оказывая сильнейшее воздействие на буржуазию, боровшаяся с ней аристократия в свою очередь попадала под ее влияние. И поэтому борьба их идеологий и есть главный нерв культуры Возрождения, лишенной того монолитного единства и той однопланности развития, которые склонен был ей приписывать Буркгардт. Что несла с собой в области идеологии буржуазия, каковы были ее боевые лозунги? Это было, прежде всего, требование политического раскрепощения от феодальных оков и освобождения мысли от церковного авторитета. Опираясь на античную традицию, итальянская буржуазия боролась за права индивидуальной личности, за светскую культуру, за самостоятельную, не зависящую от теологии науку. В лице своих наиболее передовых представителей она добивалась той умственной свободы, которая открывала бы перед индивидуальностью неограниченные перспективы для всестороннего совершенствования ее дарований и для полного развития ее творческих сил. В век сравнительно слабого разделения труда разносторонность становится распространеннейшим явлением. Отныне в центре внимания стоят человек и реальный мир. Из интереса к внутренним чувствованиям человека рождается поэзия субъективности — лирика; из интереса к реальному быту — новеллистическая литература; из интереса к нормам социального поведения — светское право, перестающее быть famula ecclesiae, из интереса к природе и необходимости овладеть ее силами — стремление к ее научному познанию и к математически-каузальному объяснению ее законов; из интереса к мирозданию — географические и космографические открытия; из интереса к технике, все более выдвигавшейся на первый план в результате новых требований укреплявшегося капиталистического хозяйства, — технические изобретения (порох, книгопечатание, телескоп, компас). Передовая часть гуманистов — этих предтеч современной интеллигенции — с полемическим задором сражалась за достижение полной нравственной автономии, за освобождение чувственной природы человека от христианского аскетизма, за реабилитацию природы, за признание красот мира, творческой силы разума и высшей красоты искусства. Главные стрелы заострялись против церкви и духовенства, чье консервативное крыло являлось самым последовательным и принципиальным врагом гуманистов, открыто выступившим против „языческой" культуры Возрождения после крушения раннеитальянского капитализма, в эпоху так называемой контрреформации.
|
|