|
ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ
Главная → Публикации → Полнотекстовые монографии → Жданов Д.А. Леонардо да Винчи - анатом.М.-Л. Изд-во: М. Л., Изд. медицинской литературы. 1955. → Часть седьмая
Чрезвычайно знаменательно, что Леонардо был заинтересован процессами развития и роста человека. Среди его рисунков встречаются изображения плодов и плодных оболочек человека и животных. Среди заметок можно найти описание амниона и аллантоиса жвачных животных. Его интересовал механизм питания плода, и он исследовал плаценту. Однако он изучал, по-видимому, плаценту животных, так как изобразил на рисунке плода в полости матки человека плаценту котиледонного, как у коровы, а не дискоидального типа, как у человека. Очевидно, он думал, что у всех животных плацента одинакова. Нельзя не отметить, что, наряду с секциями человеческих трупов, Леонардо да Винчи вскрывал животных, чтобы понять глубже и шире строение тела человека. „У львов я видел, что против органа обоняния значительная часть мозговой массы опускается в особую впадину: орган обоняния помещается среди целого ряда хрящевых мешочков, от которых идет много путей к вышеуказанной части мозга". Из его заметок следует, что он вскрывал также обезьян, препарировал стопу медведя. Среди описаний и рисунков Леонардо находятся многочисленные сравнения строения мышц и костей конечностей, мозга и носовой полости, кишечника, мускулов лица, языка, челюстей у человека и различных млекопитающих животных. Одно из замечаний Леонардо гласит: „Здесь я должен указать, в чем заключается разница между человеком и лошадью, а также и между другими животными; я начну с костей, затем возьму все мускулы ..." Не ограничиваясь сравнением внешних форм тела животных, он ставил перед собой более сложные сравнительноанатомические задачи, когда искал аналогии в строении животных. „Сравни с этим ноги лягушки, которые очень похожи на ноги человека в отношении как костей, так и мускулов". Из этих слов видно, что в своих сравнительноанатомических представлениях Леонардо да Винчи исходил из идеи Галена и анатомов Салернской школы о том, что наземные животные, включая и человека, которого он называл „prima bestia infralli animali", имеют одинаковое строение конечностей, отличаясь лишь величиной и толщиной костей, мускулов и нервов. Изучение строения тела животных подсказывалось необходимостью знать анатомию лошади для ваяния конной статуи основателя династии миланских тиранов — Сфорца, исследовать крыло птицы для построения летательного аппарата. Однако в сравнительноанатомических и сравнительно физиологических сопоставлениях Леонардо нет указаний на генетические связи, на общность происхождения, на историю развития. Гений Леонардо да Винчи еще не мог подняться до идеи эволюции. Судьба научных трудов Леонардо да Винчи была трагической. Он не объединил свои анатомические наблюдения в систему научного знания строения тела человека, не написал задуманный трактат по анатомии. Леонардо вырос как ученый из среды прогрессивных горожан-ремесленников. Однако зрелый период его творчества совпал с феодальной реакцией в Италии. Его покровителям — феодалам и кондотьерам — не нужна была его наука. Он интересовал их лишь как придворный художник, военный инженер, постановщик дворцовых празднеств. После его смерти рисунки и рукописи распылились по частным собраниям, и часть их возродилась к научной жизни лишь во второй половине XVIII века. Какое же положение должно занимать его творчество в истории анатомии? Какое влияние имели его труды на ту революцию в анатомии, которая произошла в первой половине XVI века? Ответить на этот вопрос нелегко, и в большой литературе о Леонардо как анатоме нет единства мнений. Имеются авторы, которые отрицали значение Леонардо да Винчи как зачинателя реформы анатомической науки. „Врач (Везалий), а не художник (Леонардо) основал современную анатомию", писал Рот (1907). Большинство исследователей отводит Леонардо почетное место в истории анатомии. Касаткин (1953) считает его „ближайшим предшественником Везалия". Голль (1905) присваивал ему титул: „Auctor statorque anatomiae humanae". Якшат (1902) считал даже, что труд Везалия „De corporis humani fabrica" принадлежит не ему, а Леонардо да Винчи и является публикацией трактата по анатомии великого итальянца. Якшат считал невероятным, чтобы 28-летний Везалий мог уже накопить такой богатый опыт, который отражен в De fabrica, и таким молодым написать семь книг этого труда. Якшат указывал, что символы на рисунках Везалия совпадают с обычными для Леонардо, что описание строения глаза у обоих авторов одинаково, что в книге Везалия не цитируются авторы XVI столетия и что, следовательно, книга написана до 1500 г. Эти обвинения Везалия в заимствовании у Леонардо да Винчи несостоятельны. Везалий, несмотря на молодость, обладал к 1543 г. большим опытом анатомических исследований, приобретенным в Париже под руководством Сильвиуса и за 5 лет профессуры в Падуе. Исследования Форстера (1904) опровергают указание на идентичность символики на рисунках Везалия и Леонардо. Совпадение некоторых описаний объясняется, невидимому, общим источником — арабистскими текстами, откуда они заимствованы. Везалий, правда, не цитировал труды своих современников. Однако он использовал их материалы, например Беренгариуса, Диандера, Гинтериуса и своего учителя Сильвиуса. Но, главное, план трактата по анатомии, изложенный в заметках Леонардо, не соответствует архитектонике и содержанию книги Везалия и отраженной в ней медицинской компетенции. Совершенно непонятно также, для чего, если бы Стефан Калькар только копировал рисунки Леонардо, он так огрубил их и сделал при этом так много ошибок, например, исказил изгибы позвоночника, наклон таза и т. д. По нашему мнению, трудно отрицать возможность влияния идеи и методов исследования Леонардо да Винчи на молодого Везалия. Он не мог не слышать и не знать о трудах прославленного предшественника. Анатомические исследования Леонардо были широко известны художникам его поколения — Боттичелли, Перуджино, Лоренцо да Креди и его ученикам — Бернардино Луини, Амброджио Предис, не говоря о Франческо Мельци. О них знали художники последующего поколения, например Вазари и Бенвенуто Челлини. Альбрехт Дюрер даже скопировал некоторые анатомические рисунки Леонардо. Рис. 75. Блуждающий нерв, трахея и продольный разрез бронхов. AnB, 33 verso. Рис. 76. Плечевое сплетение. AnB, 3 verso. Рис. 77. Строение глазаю Атлантический кодекс. Лист 337.
Рис. 78. Плод человека в матке. Плацента короны. QIII, 8 recto.
Мало того, в эпоху XV—XVI веков художники и врачи состояли в итальянских городах в одной гильдии. Северо-итальянские медики поэтому не могли не знать об анатомических занятиях Леонардо да Винчи. Тем более Везалий, имевший среди художников таких друзей, как соавтор его книги Стефан Калькар, не мог не услышать о Леонардо и не заинтересоваться его творчеством в 1538 г., когда он прибыл в Ломбардию. Вероятнее всего, он уже знал о нем и вдохновлялся его великим примером еще в Париже. Ведь именно во Франции незадолго до студенческого периода жизни Везалия умер великий художник и ученый. Несомненно, что основание современной описательной анатомии в середине XVI века не могло не идти под влиянием идей и анатомических занятий Леонардо да Винчи. Если Андрей Везалий построил фундамент анатомии как экспериментальной материалистической науки, то Леонардо да Винчи заложил первые кирпичи этого фундамента. В большом и в малом научные занятия Леонардо вытекали из практики и направлялись на службу его творческой практике художника и инженера-изобретателя. Недаром он писал: "Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории". „Увлекающийся практикой без науки, словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет". Но и теория для Леонардо да Винчи немыслима вне практики, и он заключает, что "Наука — капитан, а практика — солдаты". Метод анатомических исследований и открытия в различных отделах анатомии позволяют считать Леонардо да Винчи великим анатомом. Несмотря на груз традиций античности и арабизма, несмотря на влияния Ибн-Сины и Мондини, он исследовал строение тела человека как материалист, хотя, конечно, его материализм был метафизическим и непоследовательным, не сложившимся в законченную систему. Отечественная анатомия давно оценила замечательные труды Леонардо да Винчи, первого свободного исследователя строения тела человека. Восхищаясь гением, трудолюбием и инициативой Леонардо, крупнейший советский анатом, большой знаток истории культуры и тонкий ценитель живописи харьковский профессор Владимир Петрович Воробьев заказал своему другу, художнику А. М. Любимову, директору Харьковского художественного училища, большую фреску, изображающую Леонардо да Винчи за анатомическими исследованиями. Это талантливое произведение живописи, написанное в 1917 г., почти через 400 лет после смерти великого итальянского художника и ученого, до настоящего времени украшает стену большой аудитории кафедры анатомии Харьковского медицинского института. Леонардо да Винчи изображен зарисовывающим и записывающим свои анатомические наблюдения у трупа, на котором он препарирует и изучает мышцы руки. В правой части картины фолианты трактата по анатомии, рисунки, мольберт с начатой картиной. На столе несколько черепов, на переднем плане анатомические инструменты, которыми Леонардо да Винчи вскрывал и препарировал трупы, таз и кувшин для омовения рук после опасных в те далекие времена для здоровья анатомических занятий. Инструменты нарисованы с очевидным использованием рисунка из главы сорок первой „Об инструментах, которые должны быть под рукой у занимающегося анатомией" сочинения Везалия "О строении человеческого тела" (см. стр. 481, том I, русское изд. 1950 г.). Основание современной анатомии в эпоху великих анатомических открытий XVI столетия явилось переломным моментом развития медицины в целом. Оно осуществилось коллективным трудом многих замечательных ученых того времени. Поэтому прогрессивное человечество, справедливо гордясь гением Леонардо да Винчи, испытывает те чувства, которые ярко выразил Фредерик Жолио-Кюри в обращении в 1952 г. к народам мира: „У народов есть общее достояние, каким являются великие произведения науки, литературы и, искусства, сохраняющие в течение веков отпечаток гения. Это культурное наследие является для человечества неиссякаемым источником. Оно позволяет людям различных эпох узнавать друг друга, улавливать в настоящем связывающую их нить. Оно открывает перед ними перспективы, всеобщего согласия и понимания. Оно ежеминутно утверждает в них веру в человека в момент, когда более чем когда-либо необходимо взаимопонимание!" Рис. 79. Леонардо да Винчи за вскрытием трупа. Фреска в анатомическом театре Харьковсого мединского института.
|
|