Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


ЧАСТЬ ШЕСТАЯ


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Жданов Д.А. Леонардо да Винчи - анатом.М.-Л. Изд-во: М. Л., Изд. медицинской литературы. 1955.  →  Часть шестая

Этого не смог сделать даже Везалий. Голль (1914) писал про рисунки скелета, исполненные Леонардо: "Они живут, если можно так выразиться, тогда как Везалий просто соединил кости человека без учета естественных взаимоотношений их в теле живого человека; скелеты Везалия, если бы они ожили, не могли бы ни стоять, ни ходить, ни дышать".

Никто до Леонардо не исследовал так точно конструкцию черепа. Мондини не касался основания черепа, "седалища вложенной богом в человека души", "propter peccatum" — во избежание греха. Леонардо не остановился перед запретом.

Леонардо задолго до Гаймора (1651) открыл воздухоносные пазухи черепа, описав верхнечелюстную пазуху. Особенно много очень точных рисунков посвятил Леонардо Скелету конечностей. Он установил, что в стопе имеется 25 костей, не боясь противоречия с Ибн-Синой и Галеном, Считавшими, что в стопе 26 костей. Он первый правильно нарисовал суставные поверхности костей.

Анатомия мышц до Леонардо была пустым местом, как это видно на рис. 47, документирующем миологические познания на рубеже XIV и XV веков. Отдельные наблюдения поверхностной мускулатуры сделали его современники — художники старшего поколения.

Леонардо первый создал классификацию мышц по величине, форме, характеру сухожилий и прикреплению на скелете и тем заложил основы общей миологии. Он смутно понимал значение нервов, как проводников стимулов к действию мышц.

"Сухожилия с мускулами своими служат нервам, как солдаты своим кондотьерам, и нервы общему чувству, как кондотьеры капитану; и общее чувство служит душе, как капитан своему господину".

В его заметках к рисункам мышц выдвинуто положение, по которому, если мускул сокращается, его антагонист должен расслабляться,— принцип, предвосхитивший идею реципрокной иннервации. Смутное представление о мышечном тонусе уже выступает в его замечании о том, что после смерти все мускулы вытягиваются в длину. Он знал, что мускул не может начинаться и прикрепляться на одной и той же кости, что мускул использует свою силу по направлению своей длины.

Структура и функция были для Леонардо неотделимы. Мускул не может быть, по его мнению, понят, пока не определена его функция. Одним из первых Леонардо использовал механику для понимания строения двигательного аппарата тела человека и животных.

Мы не находим в рукописных заметках Леонардо систематического изложения анатомии всех мышц. Это было тем более трудно, что в его время отсутствовала миологическая номенклатура, созданная лишь в XVII и XVIII веках трудами Купера (1694), Дугласа (1707) и особенно Альбина (1734). Однако до нас дошли его великолепные и вполне современные рисунки не только поверхностных, интересных для художника, но и глубоких мышц и много верных наблюдений и мыслей об их действии.

Он правильно зарисовал целый ряд мимических мышц лица и поверхностно расположенные жевательные мышцы. Он насчитал 24 мышцы языка. Хорошо передан на листах Леонардо грудиноключичнососковый мускул. Лучше, чем его современники, разобрался Леонардо в сложной анатомии мышц живота. Он первый понял механизм движения головы на фиксированном мышцами спины, как мачта вантами, шейном отделе позвоночника, движения диафрагмы, механизм движений ребер при вдохе при действии наружных межреберных мышц. Весьма наглядно на листе 4-м recto Quad. IV (см. рис. 51) представлено действие на кишечник поперечной мышцы живота как брюшного пресса. В замечаниях по этим вопросам Леонардо да Винчи выступает как своеобразный предтеча "функциональной анатомии" органов движения. Особенно точно зафиксированы на его рисунках мышцы плечевого пояса, руки и ноги (рис. 53,54,55). Знание мышц и постоянное наблюдение их действия явилось основой того мастерства, с которым Леонардо-рисовальщик умел несколькими скупыми штрихами карандаша изображать движения и жесты человека.


Рис. 38. Скелет из серии 5 фигур Prufling (1158).
Рис. 39. Скелет из дрезденского кодекса. №31x (1323).
Рис. 40. Скелет из трактата Richard Helain (1493).


Рис. 41. Позвоночный столб. Ana. 8 verso.


Рис. 42. Скелет туловища и конечностей. Ana. 13 verso.


Рис. 43. Череп распеленный для показа лобной и верхнечелюстной позухи. AnB, 41 verso.
Рис. 44. Сагитальный и горизонтальный распил крыши черепа. AnB, 41 verso.
Рис. 45. Сагитальный распил черепа и позвоночного столба. AnB, 41 verso..


Рис. 46. Кости стопы и плеча. AnB. 12 recto.


Рис. 47. Мыщцы из серии 5 фигур Randnitz. (1399).
Рис. 48. Мыщцы степок живота из "Conciliator differentiarum" (1496). Флорентийской книги для художников.
Рис. 49. Диаграмма мышц, держащих голову на шейных позвонках. QII. 5 recto.


Рис. 50. Мыщцы шеи и плечевого пояса. AnA, 3 verso.
Рис. 51. Поперечная мышца живота как брюшной пресс. QIV, 4 recto.
Рис. 52. Мышцы плеча, туловища и ноги. AnA, 15 verso.


Рис. 53. Мышцы шеи и плечевого пояса. AnA. 4 verso.


Рис. 54. Мышцы плеча и предплечья. AnA. 9 verso.


Рис. 55. Мышцы, сухожилия и связки кисти и пальцев. AnA, 10 recto.


Рис. 56. Рисунки рабочих движений человека. Около 1503 г. Королевская библиотека Виндзорского замка. Лист 12664 recto.


Рис. 57. Схема строения сердца из Anathomia Mondino (Страстбургское издание, 1513).
Рис. 58. Препарат сердца, видны сосочковые мышцы и trabecula septomarginalis. QII, 14.
Рис. 59. Два рисунка сердца. QII, 3 verso.

В тексте миологических заметок Леонардо да Винчи, Сопровождающих его рисунки, много пропусков и ошибок. Однако, в общем, принимая во внимание его работу по нетронутой целине, он сделал так много в области миологии, что за одно это мог бы считаться величайшим анатомом эпохи Возрождения.

Сердце Леонардо называл чудесным орудием, изобретенным верховным художником.

Во времена Леонардо господствовала арабистская идея, утверждавшая, что сердце состоит из трех желудочков: двух больших и среднего, который Мондини называл чудом природы. Сердце, по Галену, построено из особых, не мышечных, волокон. Кровь из печени, где она готовится из хилуса, притекающего по воротной вене из желудка и кишок, поступает по полой вене в правый желудочек и, с другой стороны, питает все органы тела. Легочная артерия несет в легкие питание и пары от мистической природной теплоты, находящейся в сердце. Часть крови из правого желудочка через поры в межжелудочковой перегородке направляется в левый желудочек, где смешивается с пневмой, которая готовится из воздуха в легких и оттуда поступает в левый желудочек по легочной артерии. Из левого желудочка кровь, содержащая пневму, или жизненный дух, распределяется по аорте ко всем органам и несет им энергию, необходимую для их функции. Венозная и артериальная кровь оттекают и притекают в правый и левый желудочек отдельно, не смешиваясь друг с другом.

Сердцу посвящено много листов рисунков и заметок рукописного наследства Леонардо да Винчи. Он утверждает, что "В сердце четыре желудочка, а именно: два верхних, называемых ушками, и под ними — два нижних, правое и левое, называемые желудочками", дает много описаний и рисунков клапанов и сосковых мышц, открывает септомаргинальные трабекулы, назначенные, по его мнению, предупреждать перерастяжение желудочков.

Рисунки строения сердца основаны не только на анатомических препаратах, но и на сконструированных и может быть выполненных в натуре Леонардо да Винчи моделях.

В противоречии с традицией Леонардо устанавливает, что сердце — полый мускул и, как все мускулы, получает стимулы от нервов, именно—от блуждающего нерва. Леонардо да Винчи обогатил описательную анатомию сердца многочисленными новыми фактами и, таким образом, был предвестником открытия Гарвея. Однако он не мог подняться до правильного понимания кровообращения. Его взгляды на физиологию сердца и движение крови — еще галенистские. Правда, и здесь он устраняет средневековые представления о мистической теплоте, которая сверхчувственным образом порождается в сердце, и объясняет ее происхождение чисто механически — трением крови по стенкам сердца и в порах, якобы соединяющих правый и левый желудочки сердца.

„Теплота рождается из движения сердца, и это подтверждается тем, что чем скорее движется сердце, тем более распространяется теплота, как нас учит о том пульс лихорадящих, приводимый в движение биением сердца".

Леонардо да Винчи немного сделал для анатомии кровеносных сосудов, но и здесь он опередил своих современников. Так, в противоположность учению Галена и Ибн-Сины о начале артерий из сердца, а вен — из печени, Леонардо считал, что и артерии, и вены происходят из сердца.

Сосуды сердца зарисованы правильно, но в общем его рисунки артерий, особенно головы, верхних и нижних конечностей, оставляют желать лучшего. Он открыл и нарисовал бронхиальные артерии и первый описал проявления атеросклероза артерий. Его карандашу принадлежат прекрасные рисунки поверхностных вен.

Большую наблюдательность проявил Леонардо в изображении пищеварительных органов, хотя его рисунки и заметки нередко основаны на вскрытиях домашних животных. Рис. 65 показывает, насколько примитивно представляли анатомию внутренностей грудной и брюшной полости современники Леонардо. Значительно лучше, чем его предшественники, изобразил Леонардо желудок. Правда, при этом он придал ему некоторые особенности желудка свиньи. Так, при впадении в желудок пищевод неправдоподобно расширяется, не отмечена кардиальная вырезка желудка. Более точно изображена толстая кишка. Хорошо для своего времени показал Леонардо брыжейку тонкой кишки и большой сальник. На рисунке извлеченного из брюшной полости желудка висит на большой кривизне, как фартук, сальник.

Органы дыхания зарисованы на листах Леонардо не только на основании вскрытии и препаровки органов шеи и грудной полости человека, но, главным образом, по наблюдениям на животных. На одном из рисунков даже гортань животного врисована в изображение скелетированной головы, мышц и сосудов шеи человека.

Можно сказать, что Леонардо заново открыл щитовидную железу. О ней не упоминается в сочинениях Ибн-Сины и Мондини, хотя Галену она была известна.

На разрезах почек Леонардо видел пирамиды мозгового вещества, позднее описанные Мальпиги. В заметках подробно разобрано значение косого прободения стенки мочевого пузыря мочеточниками и показаны изменения формы мочевого пузыря в различных положениях тела.

Значительно точнее, чем его предшественники, Леонардо да Винчи изобразил строение мужских и женских половых органов. Однако традиционные взгляды на их функции привели его к ошибкам в описаниях строения и в рисунках половых органов. Эти неточности встречаются особенно в рисунках, относящихся к раннему периоду его анатомических занятий. Так, он рисует в мужском половом члене два отдельных канала для выведения мочи и семени, которое, по его мнению, образуется в семенных пузырьках.

Он первый нарисовал маточные трубы и круглые связки матки. Вопреки традиционному взгляду о том, что в матке должно быть столько камер, сколько молочных желез, и что у человека поэтому двойная матка (в правой половине растут мальчики, а в левой — девочки), он правильно изобразил матку женщины с одной полостью. Факт этот получил всеобщее признание только после трудов Везалия. Леонардо первый правильно представил механизм эрекции, как наполнения полового члена кровью, а не надувания "воздушностью" — по Ибн-Сине и Мондини.

В изображениях мозга можно проследить, как Леонардо отходил, например, в представлениях об анатомии желудочков мозга от традиционного описания и изображения мозга и на основании своих наблюдений мозга человека и домашних животных приближался к действительности. Он первым представил парные боковые желудочки, а до него рисовали три желудочка, расположенные один за другим. Несмотря на это, Леонардо мало сделал для развития анатомии мозга. Это понятно, так как он не умел уплотнить мозг и предохранить его от гниения. Однако он не побоялся выступить против взглядов Ибн-Сины и Мондини о локализации психических функций мозга. Ему удалось заметить особенности строения твердой оболочки спинного и головного мозга.


Рис. 60. Грудные и брюшные внутренности, вскрытое сердце, в котором видно несколько септомаргинальных требекул в каждом желудочке. QIV, 7.
Рис. 61. Трехстворчатый клапан сердца сверху и снизую Показано прикрепление к клапану и сосочковым шышцам сухожильных нитей. QII, 8 verso.
Рис. 62. Изображение артерий тела человека в рукописи XVI века.


Рис. 63. Печеночная артерия и воротная вена. AnB, 34 verso.
Рис. 64. Поверхностные вены руки, руки и живота. AnA, 6 recto.


Рис. 65. Изображение положения внутренностей из Antropologium de hominis dignitale (Magnus Hundt. Leipzig, 1501.).
Рис. 66. Большой сальчик, подчревные сосуды и пупочная вена. AnB, 22 verso.
Рис. 67. Положение тонкого кишечника. Толстая кишка. Слепая кишка изображена с червеобразным отростком. Желудок, печень и селезенка, AnB, 14 verso.


Рис. 68. Сердце и бронхи после отмацерирования леточной ткани. QII, 1.


Рис. 69. Бронхи и легкие свиньи. Виндзор, лист 19054 verso.
Рис. 70. Гортань собаки, врисованная в шею человека. QV, 16.
Рис. 71. Мужские половые органы. QIII, 4 verso.


Рис. 72. Мозг и органы чуств из Antropologium (Magnus Hundt. Leipzig, 1501).
Рис. 73. Желудочки мозга и черепные нервы. QV, 8 recto.
Рис. 74. Желудочки и основание мозга. (QV, 7).

Леонардо считал нервы трубками, по которым течет пневма. Из некоторых его заметок и деталей рисунков вытекает, что он отметил выход спинномозговых нервов из спинного мозга двумя корешками, что он различал нервы чувствительности и движения.

Леонардо изобразил ряд головных нервов. Особенно точно представил он блуждающий нерв и нервы конечностей. Правильно нарисовано; им плечевое сплетение, тогда как пояснично-крестцовое сплетение изображено ошибочно, очевидно, по препаратам животных.

Из органов чувств Леонардо особое внимание уделил анатомии глаза, перед которым он преклонялся как художник. Однако здесь он мало отошел от описаний Ибн-Сины, изобразив хрусталик шаровидным и в центре глазного яблока.





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ