|
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Главная → Публикации → Полнотекстовые монографии → Жданов Д.А. Леонардо да Винчи - анатом.М.-Л. Изд-во: М. Л., Изд. медицинской литературы. 1955. → Часть третья
„Дама с горностаем" изображает возлюбленную Лодовико Моро Цецилию Галлерани и датирована 1483 г. Отлично написано лицо молодой женщины. Выразительна ее настороженная поза, характеризованная поворотом тела. Этот контрапост перекликается со змеевидным движением гибкого зверька, которого она держит на руках. С большим пониманием структуры кисти и пальцев и с огромной силой характеристики индивидуальности движения написана правая рука, гладящая горностая. В том, как изображено это животное, чувствуется убежденный реалист и проникновенный наблюдатель природы. Очень точно, с полным знанием строения черепа, вылеплена голова зверька, с предельной материальностью написан мех горностая, умело передана его вкрадчивая и настороженная хищность, гибкое движение его мускулистого тельца. Так и кажется, что сейчас он вырвется из держащих его прекрасных рук и бросится на добычу. В "Портрете музыканта", относящемся к 1485 г., Леонардо запечатлел образ регента Миланского собора Франкино Гаффурио. Его лицо написано в стиле высокого реализма, совмещающего индивидуальную характеристику портретируемого и обобщенную трактовку деталей, которая поднимает изображение отдельного человека до картины социального значения, представляющей типичный для эпохи облик и характер человека. Рис 9. Зарисовки рук. Из подготовленных работ к портрету Джиневры Бенчи.
Рис 10. Мадонна в гроте. 1453-1490 гг. Лувр. Париж.
Рис 11. Изображение поверхностной анатомии ноги и сравнение тазовых мышц бедра человека и лошади: мышци представлены тяжами и проволокой. QV, 22.
Рис 12. Фигура человека, вписанная в круг и квадрат. Королевская академия. Венеция.
Рис 13. Темпераменты. Около 1490 г. Королевская библиотека Виндзорского замка. Лист 12495 recto.
Рис 14. Портрет дамы с горностаем. 1483 г. Музей в Кракове.
Рис 15. Портрет музыканта. 1485 г. Амброзианская библиотека.
Рис 16. Иуда и Петр (Фрагмент "Тайной вечери").
Третий знаменитый хранящийся в Лувре (Париж), приписываемый Леонардо да Винчи и относящийся к 1485—1495 гг. портрет, известный под названием „La belle ferroniere", вероятно, изображает Лукрецию Кривелли, другую фаворитку Лодовико Моро. В настоящее время большинство искусствоведов считает этот портрет принадлежащим кисти ученика Леонардо — Джиованни Больтраффио, но написанным под руководством и с помощью его гениального учителя. Высшим достижением итальянской живописи эпохи Возрождения явилась написанная Леонардо да Винчи в 1495—1497 гг. на стене трапезной монастыря Санта Мариа делле Грацие в Милане фреска „Тайная вечеря". Динамическая живая выразительность этой картины, с такой психологической глубиной передающей человеческие переживания, в значительной степени обязана тому пристальному вниманию, с которым художник изучал человека в жизни, в мастерской, в секционной. Около 1485—1490 гг. в Милане Леонардо да Винчи написал картину „Мадонна Литта" (Государственный Эрмитаж). Это жизненный и величественно простой образ матери, кормящей грудью сильного и здорового ребенка. Мягкой и нежной игрой светотени художник вылепил до иллюзии живой и реальный рельеф тела нагого младенца, лица и шеи матери. Когда после французской оккупации Милана в 1499 г. Леонардо да Винчи был вынужден бежать из этого города и, путешествуя по Северной Италии, оказался в Венеции, он не оставил своих интересов исследователя и присутствовал на публичных вскрытиях, которые производил в анатомическом театре галенист Алессандро Бенедетти. В апреле 1500 г. Леонардо да Винчи возвратился в родную Флоренцию. Однако, не найдя здесь условий для творческой деятельности, он переходит в мае 1502 г. на службу к сыну папы Александра VI Чезаре Борджиа в качестве военного инженера. После краха военных замыслов этого авантюриста Леонардо вновь возвращается во Флоренцию. Здесь в 1503—1505 гг. он поразил современников знаниями анатомии и движений тел людей и коней и гением художника, создав подготовительный картон к фреске, посвященной эпизоду борьбы за знамя в битве при Ангиари. Фреска эта должна была украсить по заказу Синьории зал Большого Совета в Палаццо Веккиа. Эта, как и многие другие, работа Леонардо не была закончена. Картон не сохранился, и картина дошла до нашего времени лишь в копиях и гравюрах. В изображении воинского неистовства всадников, борющихся за знамя, их разъяренных коней, поверженных, но еще пышащих злобой врагов Леонардо хотел представить напряжение всех сил и чувств человека, ярость, ненависть и мстительность воинов в решающий момент сражения. Еще в 1501 г. Леонардо да Винчи начал работу над портретом Монны Лизы, или Джоконды, законченным около 1503г. Картина эта — одно из величайших сокровищ Лувра. В этом замечательном реалистическом портрете выражено представление великого художника об идеально прекрасном человеке. Современники были поражены искусством Леонардо. Вазари (1550) писал: „Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, дает возможность постичь это наилучшим образом, ибо в этом произведении воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того, как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединенными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи, при внимательном взгляде, можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был". И во Флоренции, если не во второй, то, во всяком случае, в третий приезд в этот город, когда Леонардо трудился над картоном к фреске "Битва при Ангиари", он занимался анатомией. 30 мая 1506 г. Леонардо да Винчи, вероятно, огорченный неудачей исполнения фрески „Битва при Ангиари", не удовлетворенный создавшейся обстановкой для творчества, снова уехал из Флоренции в Милан. Здесь он, пользуясь покровительством французов, занимавших этот город, пишет не дошедшую до нас „Леду с лебедем", создает в 1508—1510 гг. большую картину „Святая Анна с мадонной и младенцем Христом" (Лувр), начинает „Иоанна Крестителя" (Лувр). Эта картина, законченная позднее, в 1514 г., в Риме, интересна полным отступлением от освященного церковной традицией канона: вместо пророка и отшельника Леонардо написал женственно красивого чувственного юношу. Особенно много времени и труда посвятил Леонардо анатомии именно в период пребывания в Милане в 1506—1513 гг. Здесь он написал в своей тетради: "В эту зиму 1510 года думаю вполне справиться с анатомией". Новый повышенный интерес Леонардо к строению тела человека возник в годы дружбы с молодым, рано скончавшимся (в 1510 г.) профессором анатомии в Павии Марком Антонио далла Торре. Леонардо усиленно работает по ночам над трупами в госпитале. Обстановка была жуткая: в воздухе, насыщенном запахом гниения, среди множества изрезанных, изуродованных трупов Леонардо терпеливо работал. В этот период исследований его особенно интересовала кровеносная система: "Я вскрыл более десяти человеческих тел, убрал все остальные части, удалил все мясо, которое было на этих венах, притом так, что совсем не появилась кровь, разве только кровоточили чуть-чуть капиллярные сосуды". Некоторые авторы, особенно Блуменбах еще в 1786 г., переоценивали роль далла Торре в анатомических исследованиях Леонардо да Винчи. Это — заблуждение. Великий художник встретился в Павии с молодым анатомом только в 1510 г., незадолго до смерти Марка Антонио. Последнему было только 8 лет, когда Леонардо пометил датой 2 апреля 1489 г. свою первую из известных нам рукописей по анатомии. В 1513 г., после изгнания французов из Милана, Леонардо да Винчи переехал в Рим ко двору папы Льва Х и его младшего брата Джулиано Медичи. Здесь он продолжал анатомические исследования на трупах в госпитале Санто Спирите, обращая особое внимание на связь между строением органов и их функцией. Однако вокруг него запутывается клубок интриги. Враги и завистники распускают слух, что он — богохульник и еретик, кощунствующий над трупами. Папа и настоятель Санто Спирито по доносу некоего Джиованни делли Спекки запрещают Леонардо вход в госпиталь. Так в 1514 г. занятия Леонардо да Винчи на трупах обрываются. Рис 17. Мадонна Литта. 1485-1490 гг. Эрмитаж. Ленинград.
Рис 18. Копия с картона "Битва при Ангиари". 1503-1505 гг. Гравюра с рисунка Рубенса.
Рис 19. Джоконда. 1501-1503 гг. Лувр. Франция.
Рис 20. Св. Анна. 1508-1510 гг. Лувр. париж.
Рис 21. Иоанн Креститель. 1508-0514 гг. Лувр. Париж.
Рис 22. Мондини преподает анатомию студентам. Из средневековой рукописи.
Вскоре, в 1515 г., французы вновь захватили Милан. Леонардо в последний раз переезжает в этот город, а в конце 1516 г. по приглашению молодого короля Франциска I переселяется во Францию. Там великий художник и ученый и умер 2 мая 1519 г. И на чужбине, во Франции, в последние годы творческого труда, Леонардо да Винчи продолжал работать над трактатом по анатомии. Об этом свидетельствует в своих записках посетивший Леонардо в замке Клу близ Амбуаза кардинал Луиджи д`Арагона, удивленный, как и сопровождавшая кардинала свита, совершенством анатомических рисунков великого итальянца. Таким образом, анатомические исследования неразрывно переплетались с художественным творчеством на протяжении всей долгой и полной скитаний жизни гениального художника и ученого. Леонардо фиксировал свои наблюдения и мысли в форме рисунков или кратких заметок в тетради. На основании этих материалов он предполагал написать трактат по анатомии. Если бы это намерение осуществилось, это была бы книга широкого плана: "Труд этот должен начинаться с зачатия человека и описать особенности матки, и как в ней обитает ребенок, и на какой ступени он в ней находится, и способ, каким он живится и питается, и рост его, и какой промежуток между одной стадией его роста и другой, и что выталкивает его вон из тела матери, и почему иногда из чрева своей матери выходит он ранее должного срока. Затем опишешь, какие члены по рождении ребенка растут быстрее других, и дашь размеры годовалого ребенка. Затем опиши взрослого мужчину и женщину и их размеры, и существенные черты их строения, цвета и физиономии. Затем опиши, как сложен он из жил, нервов, мускулов и костей. Это сделаешь ты в последней книге. Представь затем в четырех картинах четыре всеобщих человеческих состояния, а именно — радость с разными движениями смеха, и причину смеха представь, плач в разных видах с его причиной, распрю с разными движениями: убийства, бегства, страха, жестокости, человекоубийства, самоубийства и все, что относится к подобным состояниям. Затем представь усилия с тягой, толканием, несением, упором, подпиранием и т. п. Далее опиши положения и движения; затем — перспективу для служения глазам, и ушам — о музыке, и опиши другие чувства. И затем опиши природу пяти чувств". Эта книга не вышла в свет и не стала началом полного переворота в анатомической науке. Такой удел выпал на долю книги „De corporis humani fabrica" Андрея Везалия, опубликованной в 1543 г. По случайным причинам рассеянные по Европе рукописи Леонардо долго оставались неизвестными для человечества и науки. Однако Леонардо да Винчи как художник имел при жизни такую широкую известность, что его научное творчество, особенно в области анатомической науки, не могло не быть известно его современникам — художникам и ученым, и не могло не оказать влияния на развитие анатомии как экспериментальной науки в Италии XVI века и, в частности, на деятельность Везалия. Доказательством этому служат свидетельства современников и ближайших потомков Леонардо. Так, Паоло Джовио в опубликованной в 1537—1550 гг. на латинском языке биографии Леонардо да Винчи писал: "Он предавался нечеловечески тяжелой и отвратительной работе в анатомических школах, рассекая трупы преступников, чтобы проследить пути природы и, по расположению первой и позвонков, воспроизводить различные сгибы и напряжения членов. Он изобразил в таблицах каждую тончайшую частицу, не исключая мельчайших жилок и внутренней ткани костей, с величайшей Точностью, и, таким образом, от его многолетней работы должно было остаться на пользу искусства бесконечное число образцов". Доказательством влияния Леонардо-анатома на современных ему ученых и художников является и тот факт, что некоторые анатомические рисунки Альбрехта Дюрера, датированные 1317 г., являются несомненными копиями рисунков Леонардо да Винчи. Дюрер был в 1505—1507 гг. в Венеции, где, очевидно, и узнал об анатомических исследованиях великого итальянца (Зудгоф, 1908). "Исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели, сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно со своими предшественниками" — писал В. И. Ленин в статье „К характеристике экономического романтизма" (Соч., 3-е изд., т. II, стр. 53). Поэтому правильная оценка Леонардо да Винчи как анатома и значения его трудов для развития анатомии возможна только в исторической перспективе, на стороне состояния анатомической науки пятьсот лет тому назад.
|
|