Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


97


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  97

О том, что Земля есть светило. О том, что Земля не в центре солнечного круга и не в центре мира, но в цент ре своих стихий, ей близких и с ней соединенных; и кто стал бы на Луне, когда она вместе с Солнцем под ними, тому эта наша Земля со стихией воды показалась бы играющей и в самом деле играла бы ту же роль, что Лу­на по отношению к нам.Выучить душу свободомыслию, сделать ее страшно изменчивой и гибкой, способной применяться к различ­ным мнениям, не оставляя их без проверки. Но как на небе мы видим бесконечное количество звезд, бесконечно число точек зрения, с которых можно рассматривать каж­дую вещь и количество ее сторон или граней.Стороны стремятся уменьшиться, многогранник желает сделаться кругом; в лето 1519 года, скоро после то­го, как смерть забрала Мастера, корабли Магеллана ушли в далекое плавание. Встретившись с ужасными трудно­стями, бунтом и всевозможными другими несчастьями, адмирал все их преодолел и в ноябре 1520 года, вышел через пролив к Тихому океану. В отличие от Христофора Колумба — этот, однажды возвратившись в цепях, все же был похоронен в стране, ставшей ему второй роди­ной, — только намерение Магеллана, который был по происхождению португальцем, достигло Испании. Глаза он закрыл далеко на островах, где воевал с туземцами, упорствовавшими в своей независимости.За время путешествия четыре из пяти кораблей по­гибли, зато последний оставшийся достиг порта отплытия с другой стороны, как бы обняв земной шар или надевая на него петлю; не для того ли прежде обычного срока жизни погиб Магеллан, чтобы избавить себя от окончательного исполнения замысла, когда после долгого утомительного путешествия он убедится, что догонял свою тень и судьба ткнет его, как провинившееся животное, в пределы окружности, за который ему не назначе­но выбраться?Исчерпываясь в человеческой деятельности, фигура круга внезапно оборачивается другой стороной. Если же оставшийся за адмирала, когда тот погиб в сражении с туземцами, капитан Себастиано дель Кано и восемна­дцать его команды своим возвращением что-то закончили и, как говорится, поставили точку, также они прояснили необходимость начать новую речь о Достоинстве, по смыс­лу противоположную памятной речи графа Пико делла Мирандола, и таким образом пытаться нарушить тупое стояние в центре мира, чтобы поддерживать это досто­инство новыми средствами, сбивая с пего излишнюю спесь, хотя бы на таком положении и середине, как опара на дрожжах, взошло Возрождение. Но в то время как деревенские жители, похваляясь другой раз ловкостью и силой, раскачивают наполненное ведро и затем на вытя­нутой руке быстро его вращают вокруг плеча и вода не проливается, какое надобно усилие, чтобы раскачать земной шар и из привычного удобного места в середине забросить на орбиту вращения вокруг Солнца, перевернув все с ног на голову и внеся страшную сумятицу в во­ображение? И как станет понимать о себе образец мира, когда, переместившись из поистине царского поло­жения на периферию, будет обязан вращаться, как ведро на веревке?Николай Коперник приступил к сочинению трактата «О небесном круговращении» около 1519 года, настолько важного года; однако, скончавшись в 1543-м, лишь на смертном одре имел счастье держать в руках отпечатан­ную в типографии книжку. Поэтому Леонардово решительное солнце не движется не позволяет считать Мастера сознательным сторонником новой системы. Но если система Коперника представляется, с одной сторо­ны, унижением для человека, с другой — она есть вели­чайшая дерзость; и не бывает, чтобы такая существенная новинка появилась внезапно и без предварительной под­готовки какими бы ни было средствами.У меня недостает слов для порицания тех, кто счи­тает более похвальным поклоняться людям, чем Солнцу, так как во всей вселенной я не вижу тела большего и могущественнейшего. И, конечно, те, кто хотел покло­няться людям как богам, совершили величайшую ошибку, видя, что, будь даже человек величиной с мир наш, все же он оказался бы подобен самой малой звезде, которая кажется точкой в мироздании, и видя к тому же этих людей смертными и, тленными и бренными в гробах их.За сто лет до Коперника с его предложениями Нико­лай Кузанский дал определение бога как сферы, центр которой находится всюду, а окружность — нигде, как бы намеренный вместе и человека оставить без постоянного надежного пристанища. Хорошо еще, что учение тироль­ского епископа не быстро распространилось но Италии, а живописцы в большинстве не так образованны, а то бы всеобщее изменение жеста и постановки фигуры двинулось не в том направлении, как было в действительности, и мы не имели бы некоторых величайших произведений искусств. И все же именно от живописца, кото­рый привел композицию, рисунок и жест к наибольшей округлости, исходит как бы дух беспокойства о переме­нах. Разве не о возможности прямолинейного движения по касательной к кругу и не о выходе за преде­лы — безразлично, картины или сферы Земли — напо­минает подобный движению лебединой шеи жест ангела из «Мадонны в скалах», долгое время находившейся у францисканцев капеллы св. Зачатия в Милане? С такой же упорной настойчивостью об этом не свидетельствуют разве апостол Фома в «Тайной вечере» или «Креститель», которого кардинал Арагонский и его секретарь видели у Мастера в Клу незадолго до смерти последнего? Если же из осторожности все это отнести к простому случай­ному совпадению произвольной, как бог на душу поло­жит, выдумки живописца и некоторых ученых рассужде­нии, то ведь насколько красноречивы такие случайности! А когда Леонардо в преклонные лета отдает время изо­бретению циркуля, каким можно вычертить фигуру па­раболы, будто бы возможности круга стали для него исчерпываться, а столетием позже Иоганн Кеплер нахо­дит, что в своем обращении вокруг Солнца планеты сле­дуют эллипсу, между тем как обе фигуры относятся к из­вестным в кинематике коническим сечениям и близко сходны между собой, это покажется знаменательным са­мому упорному скептику.



 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ