Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


89


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  89

Сделай очковые стекла для глаз, чтобы видеть Луну большой.У одних слабнет и становится хриплым голос, у дру­гих портятся зрение. Сопротивляясь отчасти благо­даря большому искусству в изготовлении стекол беспре­рывно нападающей старости, Леонардо не настолько успешно преодолевает злобу и каверзы недоброжелателей, переполняющие быстротекущие дни, я нет необходимос­ти их удою вылавливать как некую редкостную рыбину. Частично из-за этого покуда не удается наготовить обещанные зеркала для нагревания веды с помощью солнеч­ного жара, что уменьшит расходы при изготовлении сук­на, так как в Римской области топливо дорогое. Притом, что Джулиано Медичи увлечен астрологией и каббалой и его взор устремляется в мироздание, по крови он, скорее находчивый коммерсант, хотя широта интересов и любо­знательность помогают ему лучше понять своего инжене­ра. И он со всей охотой защитил бы его от какого бы ни было несправедливого обвинения, однако часто отсутству­ет, находясь с войском как гонфалоньер св. церкви, или скрывается около папы, тогда как Леонардо остается с преследователями и злобными завистниками, не имея до­статочно времени на хорошо аргументированную жалобу.К счастью, взамен и на все другие подобные случаи у Мастера есть еще адресат; к атому он обращается без рас­чета на помощь или же выгоду, но сам желая ему способ­ствовать в его занятиях и выступая как опытнейший на­ставник. Не имеющий определенной внешности, точно как Иисус в характеристике Николая Кузанского, тот адре­сат есть не иначе как предполагаемый читатель его сочи­нений: оказываясь без защиты перед двумя или тремя негодяями, Мастер решается помогать всему человечеству.И если бы ты даже имел любовь к предмету, тебя от­шатнуло бы отвращение, и если бы даже не отшатнуло оно, то, может быть, тебе помешал бы страх находиться в ночную пору в обществе подобных разрезанных на час­ти, ободранных, страшных видом своим мертвецов; и даже если его не помешало бы тебе, быть может, будет не­доставать тебе точности рисунка, необходимой в подоб­ных изображениях. И если бы ты овладел рисунком, у тебя не было бы еще знания перспективы; и даже если бы рисунок и сопровождался знанием последней, то требо­вался бы еще строй геометрическою доказательства и метод расчета сил и крепости мышц. И, может быть, тер­пения не хватит у тебя, и ты не будешь прилежен. Обла­дал ли я всем этим или нет, об этом дадут ответ 120 мною составленных книг, причем не мешали мне на корысть, ни нерадение, а только время. Прощай.Но одно дело, как мы о себе думаем, другое — как о нас напишут впоследствии, если найдется трудолюбивый человек, который станет для этого стараться, и совершен­но иное, какими мы представляемся нашим знакомым: при том, что привыкание делает людей отчасти слепыми, мнения доброжелательного человека и ненавидящего раз­личны. Завидующие Мастеру немцы, кичась якобы свой­ственной им преимущественно перед жителями Италии чистоплотностью, к анатомическому свинству относят каждую вещь, если унюхают приставший каким-либо образом запах мертвого тела. На самом же деле, ког­да исследователю необходимо иметь возле себя какие-ни­будь отдельные органы для наиболее внимательного из­учения, он их приготавливает путем вымачивания в про­точной воде или же кипятит или высушивает, так что не остается малейшего запаха. Конечно, если невидимые час­тицы гнездятся в складках одежды или в трещинах кожи на руках, их оттуда не выкуришь: однако они оказыва­ются настолько ничтожны, что, помимо самого носителя, никто другой не может их обнаружить. Тем не менее, Мас­тера обвинили, будто под постелью он держит отрезан­ные головы, а в ретортах сохраняет глаза, которые от­дельно добывает на кладбищах и варит в кипятке, как если это куриные яйце.Немецкие зеркальные мастера за его помощь и госте­приимство еще и наговорили, что Леонардо имеет сноше­ние с нечистой силой, а это в те времена угрожало серь­езной опасностью. Хотя просвещение распространяется, невежество ему с трудом уступает: с севера, из-за Альп, уже надвигаются дымы многих костров, на которых сжи­гаются такие преступники. Сочинение двух доминиканцев из Верхней Германии, гнуснейшая книжка, называемая «Молотом против ведьм», разошлась, отпечатанная во множестве экземпляров, и там для прилежных ловцов сказано достаточно, о тех, кто распутничает с инкубами и суккубами, кто нашептыванием губит и взводит младенцев во чреве матери, урожай на полях, виноград на лозах, домашнюю скотину и прочее. Хотя, находясь в папском дворце, странно было бы нарочно вредить сель­ским хозяевам, имеющегося в указанной книжке упоминания о вскрывающих могилы хватает, чтобы обвинить Лео­нардо за его анатомию, притом, что сношения с нечистой силой как дурная болезнь, слух о которой прилипчив и пятнает невинного человека.Что касается зеркальщиков-немцев, допущенных в ма­стерскую для помощи, то мастеру Георгу Леонардо пред­ложил вместе обедать, чтобы, помимо экономии средств, он приобретал знание итальянского языка; тот же, пре­небрегая полезными для него предложениями, требовал дать ему деревянные модели изобретений, которые хотел увезти в свою страну. Мастер отказал ему в этом, однако согласился дать чертежи. Вместо благодарности немец его покинул и устроил другую мастерскую, где изготавли­вал зеркала для продажи на ярмарках, и все это ему схо­дило с рук. Еще другом немец, Иоганн, всякий день на­ходившийся в мастерской Леонардо, шпионил за ним, же­лая видеть и понять то, что здесь делается, и разнести по всему свету, и еще жаловался и обижался, будто прибы­тие Леонардо лишило его внимания Джулиано Велико­лепного, которым он прежде пользовался. В конце концов, с целью причинить Леонардо больший вред и ради соб­ственной выгоды Иоганн убедил названного Георга про­дать ему весь его инструмент и оставить мастерскую, хотя до этого заполнил зеркальными мастерскими помещения Бельведера и переманил к себе многих умелых работни­ков, чем сильно стеснил Мастера в его предприятиях.И вот эти-то люди оказались причиною, что папа за­претил ему занятия в госпитале и велел строго придер­живаться его распоряжения. Впрочем, доносчик только еще добавил к ранее возникшему неудовольствию перво­священника, поскольку, находясь среди людей, стремя­щихся к быстрому и окончательному результату, Леонар­до с его кропотливостью и чрезмерной заботой о вещах, представляющихся несведущему человеку второстепенны­ми, сильно проигрывал. «Говорят, — пересказывает Вазари где-то услышанную историю, — что Леонардо, полу­чивший однажды от папы заказ на небольшую картинку, тотчас стал перегонять масла и травы для получения ла­ка. На что пана Лев заметил:— Увы! Этот не сделает ничего, раз он начинает ду­мать о конце, прежде чем начать работу».Возможно, эта история недостоверная, но пустивший ее в оборот в силу интуиции бессознательно ухватил наи­более важную достоверность. Держа работу в руках, что­бы не распалась от случайной небрежности, вывязывающий вершу догадывается о близости завершения по нарастающему напряжению прутьев; и чем дальше про­двигается труд, тем стремительней оно прибавляется. Так что в преклонные лета от длительного беспрерывного усилия иной раз дрожат пальцы — строителю становит­ся страшно, и он, можно сказать, нарочно забегает впе­ред, желая убедиться в безопасности брода. Поскольку же Мастер в отличие от других не делит работу на отдель­ные произведения или опусы, как это принято у музы­кантов, еще неизвестно, для чего этот лак: для неважной картины, заказанной папою, или он намерен его приме­нить как раз для завершения, которое, вне всяких сомнений, должно оказаться чрезвычайно значительным и соответственно прочным.Если ты хочешь сделать тонкие и ровные стекла, то выдувай пузыри между двумя бронзовыми или, мраморны­ми досками, и выдувай их настолько, что они будут ло­паться от твоего дыхания, и стекла будут настолько глад­кими и тонкими, что будут гнуться. Потом ты наклеишь стекло лаком на картину, и это стекло благодаря своей тонкости не будет лопаться ни при каком толчке.

Хотя новизна есть не что другое, как преступление правила, с точки зрения человеческой косности она хуже убийства пли воровства. Поэтому при благородной доверчивости характера Мастер правильно делает, что не до­пускает посетителей во все комнаты из предоставленных ему администрацией папы. Если же, не приведи господь, кому удастся проникнуть в доступное только близким, доверенным людям помещение, этот человек убедится, что подозрительность доносчиков возникла не на пустом мес­те и что нужна большая догадливость, чтобы определить, откуда происходят достижения Мастера: из благородства намерении, таланта, терпения и предварительной практи­ки живописи или изображенное на доске существо, соб­лазнительное и вместе отталкивающее, проникающее да­леко, но и удерживающее поблизости таинственным объ­ятием духа, есть плод сношения с инкубами и суккубами пли другими демонскими созданиями, о чьих происках предупреждают авторы «Молота против ведьм».





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ