Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


80


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  80

Вода, движущаяся в реке, или призываема, или гони­ма, или движется сама. Если гонима — кто тот, кто го­нит ее? Если призываема или требуема — кто требующий?Тут, как нарочно, возобновились военные действия против пизанцев, и капитан флорентийского войска до­носил магистратам, что велит выдергивать виноградную лозу и жечь, и разрушать устроенные земледельцами оро­сительные канавы, и, таким образом, более успешно опу­стошает страну. Магистраты и говфалоньер Содерини тем временем задумали отвести воды роки Арно из принадле­жащей неприятелю местности и лишить этих пизанцев хлеба, остановивши их мельницы: при том, что Содерини прославился исключительной скупостью, на подобные зло­дейские предприятия находятся средства. Рассчитывали за двадцать дней прорыть дна канала шириной по два­дцать локтей и глубиной по десять. Хотя Леонардо искал, как было сказано, своим изобретениям мирного примене­ния и не желал стать инструментом зверской жестокости гонфалоньера, согласившись избавить Республику от чрез­мерных расходов, он предложил Синьории землечерпаль­ные машины, при которых достаточно шестерых работни­ков вместо множества с телегами и лошадьми. Однако же Содерини не понял его благородства настаивая, чтобы работы продолжались прежним разорительным способом, и еще издевательски предлагал Леонардо нарочно устро­ить другую войну для проверки машин, которые, думает оп, превосходны, но теперь, мол, не имеется достаточно времени для опытов. Между тем из-за осенних дождей в Арно прибыла вода, и стали пытаться отводить ее в один из каналов, в ту пору полностью готовый. Хотя это и удалось, когда дожди прекратились, вода не пожелала остаться на новом, непривычном для нее месте, и на дне канала оказалась только жидкая грязь. Магистраты, на нее глядя, сетовали об истраченных суммах, Леонардо же всячески потешался над их неудачей, не смущаясь рас­пространившимся мнением, будто причина его злобы именно та, что он не поставлен руководить работами. Леонардо и этих распространителей справедливо высмеи­вал, поясняя:— Они не знают, почему Арно никогда не удержится в канале; это получается питому, что реки, в нее впа­дающие, отлагают при впадении землю, а с противоположной стороны ее уносят и придают изгиб се руслу. Так что река, если хотят отвести ре в другое место, должна быть завлекаема, а не ожесточаема насильственно.Конечно, Леонардо редко кому уступал в остроумии;, и какая-нибудь колкость не удерживалась на его устах; но если одна неприятность следует за другой, трудно не впасть в уныние и самому мужественному человеку. Однажды Леонардо проходил мимо церкви св. Троицы, где, как водится, собравшиеся рассуждали о каком-то стихе из «Комедии». Эти спросили Мастера, как лучше его толковать. Как раз в это время тут же проходил известный большими познаниями в подобных вещах Микеланджело Буонарроти; ничего нет удивительного, если Леонардо посоветовал гражданам обратиться к нему за разъяснениями, может быть, желая этим показать свое уважение к таланту, как бы молод он ни был и с каким бы дурным характером ни сочетался. Внезапно изменив­шись в лице, скульптор на дружеское предложение Ма­стера гневно ответил:— Объясни-ка ты, не сумевший отлить бронзового Коня и, к стыду своему, оставивший его недоделанным! - После чего повернулся и пошел, Леонардо же, как показывают свидетели, остался на месте, покраснев от сказанных ему слов. Но Микеланджело счел этого недостаточ­ным: отойдя два-три шага и вновь оборотившись, он гром­ким голосом вскричал:— И эти тупоголовые миланцы могли тебе поверить! А ведь Леонардо ни поступками, ни поведением, ни какими бы ни было публичными высказываниями не давал повода заподозрить его в неприязни к тому, кто ре­шительно во всем от него отличался, а сходство имел только в исключительности своего дарования. Так, испор­ченный неумелым скульптором мрамор, первоначально предназначавшийся для Леонардо, о котором распростра­нилась молва, что он умеет делать вещи громадные, вне­запно передали его сопернику, и Мастер не выражал громко свое возмущение, хотя, может, в душе обижался. Больше того, когда из этого мрамора   Микеланджело сделал своего Давида и сведущие люди собрались обсу­дить, куда лучше его поставить, Леонардо из всех оказался наиболее заботливым и ради сохранности произведе­ния советовал держать его но под крышею. И это когда рассеивалась и окончательно исчезала надежда на восстановление миланского Коня когда-нибудь в будущем. Дело в том, что если гасконцы испортили и частично разрушили глиняную модель, то скорлупы яйца, откуда после отливки должен был вылупиться громадный цыпленок, иначе говоря, части литейной формы, остались ими нетро­нутыми. Когда, находясь во Флоренции, Леонардо толь­ко еще обдумывал возможность службы у Борджа, a именно в августе 1501 года, к французской администра­ции в Милане поступило письмо из Феррары, где герцог Эрколе просил уступить ему оставшиеся в целости части литейной части, поскольку он, Эрколе, намерен ими воспользоваться при сооружении памятника, увековечиваю­щего династию д'Эсте.Итак, частичный виновник разрушения модели, купивший у Моро в целях исправления артиллерийского парка бронзу, назначенную для отливки Коня, выступает с желанием сохрaнить, что осталось, тогда как французский король, однажды из-за своего восхищения едва не сгубивший «Тайную вечерю», распорядившись выломать стену и увезти вместе с картиной в Париж, те­перь, отказывая герцогу Эрколе, не позаботился о поме­щении драгоценных скорлуп куда-нибудь в более надеж­ное место. Поскольку же маршал Тривульцио, имевший в Корте Веккио свою резиденцию, также об этом не по­мышлял, спустя малое время скорлупы стали пропадать и рассеивались по всему свету, подобные раковинам, влеко­мым потопом или невежеством и наглостью тех, кто решается пользоваться поломками величайших произведе­ний для починки мостовых.Тем временем, покуда в Милане агонизировало его де­тище, во Флоренции умер отец.«Июля 9 дня 1504 года в среду в 7 часов умер сер Пьеро да Винчи, нотариус дель Подеста, мой отец, в семь часов в возрасте 80 лет. Оставил 10 сыновей и 2 дочери».В отношении возраста умершего записывающий, одна­ко, неточен: Пьеро при его кончине до 80 недоставало двух лет, тогда как в непроизвольных повторениях, касающихся времени — в среду, в семь часов, — видна некоторая пульсация памяти, какие-то затягивающие глуби­ны. И тут уместно вновь привести другое повторение, сходное, а именно о заметке, относящейся к прибытию Катерины в Милан 16 июля 1493 года: поистине родители больше значат для каждого, чем может казаться, если рассматривать отдельные своеобразные случаи. И ведь Пьеро да Винчи, нотариус, отличался среди других не только воловьим упорством и качествами, какие природа нарочно дает этой профессии, то есть расчетливостью, лов­костью в делах и особенным качеством крючкотворства, но также изобретательностью для карнавалов и способностью к сочинению песенок, в чем не уступал знаме­нитым поэтам, хотя был лишен их заносчивости. Извест­но, что флорентийские булочники распевали стишки Пьеро да Винчи спустя сто лет после смерти их автора, который до преклонного возраста сохранял охоту уча­ствовать в приготовлениях к праздникам и редко если отказывался бодрствовать ночь напролет ради того, чтобы косить бумажные фестоны, цепи и птиц. Нотариус славился также редким и между портными умением придумывать какие-нибудь необыкновенные костюмы для карнавалов, так что Вазари упоминает его вместе с другими, как он выражается, прекраснейшими талантами в числе уст­роителей знаменитого триумфа «Алмаз» по случаю воз­вращения Медичи во Флоренцию и избрания папы Льва, когда на трех колесницах выступали Детство со свитою, состоящей из детей, Зрелость в сопровождении особ, со­вершивших в зрелом возрасте великие деяния, и Старость в окружении многих мужей, великие дела содеявших в старческом возрасте. Все эти лица были одеты в богатей­шие наряды, так что о лучшем нельзя было и помыш­лять, заключает Вазари. Если же Вазари здесь вновь напутал, поскольку указанный триумф, как равно и избра­ние папы из Медичи, произошли девять лет спустя после смерти Пьеро да Винчи, это еще лучше свидетельствует о его репутации — так ведь и Гиппократу благодаря его славе приписывают способы лечения, которых он не яв­ляется изобретателем.



 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ