Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


62


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  62

Фигуры людей должны обладать позами, соответству­ющими их действию; их можно хорошо изучить, подра­жая движениям немых: которые разговаривают посредством движения рук, глаз, бровей и всего тела, желая вы­разить представление своей души. И не смейся надо мной, если я предпочитаю для тебя бессловесного настав­ника, который должен тебя научить тому искусству, в котором сам бессилен.Моро пожелал, чтобы на северной стене трапезной мо­настыря Санта Мария делла Грацио, назначенного усыпальницей Сфорца, Леонардо написал «Тайную вечерю», к чему Леонардо приступил в начало 1496 года. Большую часть расходов Моро поручил казне, и бел того истощен­ной его расточительностью, так что монахам осталось кор­мить живописцев досыта, прислуживать при устройстве лесов и в другом, если понадобится, а сверх того наблю­дать, чтобы не отлынивали от работы.— Монахи жалуются, что ты больше стоишь, чем занят порученным тебе делом, или отсутствуешь, оставив в трапезной ученика, чтобы не пропадали полагающиеся вам обеденные порции, которые этот ученик поедает, по­тешаясь над братией и ругая плохое приготовление, — сказал Лодовико Моро, обращаясь к Леонардо, на кото­рого наклеветал настоятель отец Винченцо, спесивый, злобный старик, ставший впоследствии генералом ордена доминиканцев. Разгневанный пустыми придирками и неблагодарностью монахов, флорентиец ответил:— Мало того, ваша светлость, что эти люди живут припеваючи за счет тех, кто тысячи лет назад умер, не остав1тв им другого наследства, помимо выгоды обмалы­вать верующих, они при этом еще проявляют недостой­ную христианина скаредность.Затем Леонардо рассказал герцогу о способе, каким он работает, и пояснил, что монахи не всегда могут это ви­деть, поскольку у хорошего живописца размышление занимает много времени.— Я создаю в уме замысел, после чего ищу совета и помощи у природы. Голова Иуды, из-за которой возникла гнусная жалоба, представляет для меня наибольшую трудность, так как воображение не в силах показать лицо человека, который жестоко и бессовестно предал своего господина. Я обошел многие места, где обыкновенно собираются злоумышленники, чтобы незаметно нарисовать, каким образом пороки, свойственные подобным злодеям, обнаруживаются в их внешности. До сих пор мне не уда­лось найти ничего подходящего, но я имею возможность воспользоваться внешностью этого настоятеля, докучаю­щего вашей светлости своими жалобами.Герцог развеселился, и, чтобы его укрепить в благо­приятном расположении духа, Леонардо стал показывать рисунки, которые имел с собою.— Как тебе удается изображать божественную красо­ту и прелесть апостолов и одновременно эти чудовища? — воскликнул герцог в волнении. — Галеаццо Мария, мой брат, содержал возле себя наиболее отвратительных и страшных уродов, каких только возможно отыскать, но я не вспоминаю ничего близкого к этому.В самом деле: свисающие ниже подбородка саблеобразные зубы, уши с громадными, будто бы распухшими мочками, верхняя губа в виде ужасного нароста, из тех, что встречаются на деревьях, вытянутый наподобие аф­риканского огурца или сплющенный череп — все, пожа­луй, свидетельствует о невозможности взять это наиболее тщательным наблюдением, так как природа не настолько жестока и не злоумышляет нарочно против своих тво­рений.— Я не настаиваю, будто подобные моим уроды суще­ствуют в действительности, — объяснил Леонардо, — но как огородник пользуется бутылью, чтобы выращивать плоды разнообразной удивительной фирмы, я прибегаю к помощи зеркала.И Мастер стал демонстрировать герцогу нарочно при­пасенные зеркала, чтобы тот мог видеть, как отражаются вещи вогнутым или выпуклым зеркалом, или кривым и неправильным. Когда, глянув на свое отражение, Моро нашел, что его красивый узкий нос безобразно раздулся, а подбородок проваливается и исчезает, он поначалу оторопел, а затем стал смеяться. И все сильнее и громче по мере того, как рассматривал себя в других зеркалах, ко­торые Мастер ему поочередно подавал.Что касается природы, она редко бывает совершенна как в безобразии, так равно и в красоте: изумительный торс иной раз посажен на кривые ноги, а рука, приличная апостолу или пророку, пришита к слабому, неразви­тому плечу; с другой стороны, какой-нибудь напившийся вина работник передвигается библейской величественной походкой, хотя и покачивается. Поэтому мир, изображае­мый живописцем ради прояснения замысла его создате­ля, нуждается в переделках и улучшении, как если бы господь в своих творениях не добивался готовности.

Нетрудно представить, как, отправляясь нарочно на­блюдать за людьми и их поведением, Леонардо и его уче­ники задерживаются утолить жажду где-нибудь в винном погребке; и тут им случается присутствовать при начале ссоры, которая разрешатся не иначе как поножовщиной и убийством, когда кем-нибудь произнесенное невзначай слово совершенно меняет выражение лица и жесты окру­жающих этого человека людей. При этом каждый дей­ствует соответственно своему характеру и привычкам, от­сюда великое разнообразие движений. Учитель вытаски­вает из-за пояса книжечку величиною с ладонь и прямы­ми движениями рисующего инструмента, как если бы складывал фигурки из хвойных иголок или палочек, изоб­ражает всю группу. Хотя он действует скрытно и быст­ро, поскольку то и дело переводит внимательный взгляд с модели на свое рисование, это могут заметить и при­нять за донос; тогда неизвестно, против кого обра­тится нож, вонзившийся в поверхность стола в самом близком расстоянии от Леонардо. Однако же шум и кри­ки дерущихся он и его спутники слышат, уже находясь о безопасности за порогом остерии. Возвратившись в Корте Веккио и прочитавши эти беглые стенографические запи­си, Мастер без затруднения восстанавливает в памяти все, как оно было. Он велит Салаино, красиво сложенно­му и одетому лучше других, взять нож на кухне и, став­ши спиною возле стола, с силою о него опереться. Затем Леонардо делает тщательный виртуозный рисунок, при­дав руке и далеко отставленному назад локтю большие изящество и красоту, чем они имеют в действительности, высвобождая существенное из пелены случайного. Это и есть возгонка и очищение природы, восстановление в том виде, какого она сама, без участия Мастера, не достигает. Изумительный рисунок послужил образцом для руки апостола Петра, сжимающей нож и грозящей расправою бес­совестному предателю. Будучи увеличен, этот рисунок в точности был перенесен на картон.





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ