Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


57


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  57

Применительно к временам, когда могли совместно ра­ботать, советоваться и считаться приятелями урбинец Донато Браманте и флорентиец Леонардо да Винчи, надо отказываться от обычного укоренившегося высокомерия позднейшей эпохи относительно всех  предыдущих и, имея в виду наличие произведений  некоторых наших предшественников, по крайней мере принять как воз­можное величайшую глубину их рассуждения и пони­мания.Человек отличается от животных только тем, в чем он является необычайным и показывает себя как суще­ство превосходное, а именно — там, где природа кончает создавать свои виды, человек из всего созданного приро­дой начинает при помощи той же природы создавать бес­конечные виды.Наземные животные, говорил Леонардо, обладают по­добием в членах тела, то есть в мускулах, нервах и ко­стях, и больше отличаются длиной, толщиной и другими размерами. Поэтому знающему анатомию легко, как он выражается, сделаться универсальным строителем. Но на груды лошадиных костей возможно ли, так сказать, меняя местами части машины, изготовить медведя или лису?— Нет, невозможно, — отвечает изобретатель. — Да­же воспользовавшись костями животных одинакового раз­мера и возраста, нельзя сложить другое животное, пото­му что, если создатель определил какой-нибудь вещи нужное место, решение его окончательное, а место един­ственное.— Какая же польза от таких аналогий?— А та, что при своей приблизительности они есть опора дальнейшему, указание пути и пища воображению.Немногим удается листать чудесную дарохранительни­цу, где хранятся изобретения Мастера. Но кому это од­нажды будет позволено, тот испытает восторг и волнение и наиболее полно удовлетворят потребность души в пора­зительном или ужасной, как если ему случилось присут­ствовать при окончании кровопролитной битвы, и, когда дым в пыль отчасти рассеялись, стали видны ее жертвы, разъятые в целях чудовищного мучительства. Иные из этих отдельных частей или членов, кажется, сами собою непроизвольно движутся и сокращаются наподобие лягу­шачьей лапки, когда ее отделяют от туловища, или обруб­ка змеи. Так же петух, истекая кровью, бегает и хлопает крыльями как бы от радости, в то время как его голова брошена в грязи и пыли.По мере того, как воздух становится прозрачнее, взвол­нованное воображение успокаивается и наступает оче­редь внимательного рассматривания и рассуждения, когда на месте окровавленных и безобразно искалеченных членов оказываются превосходно нарисованные части ма­шин. Если же хорошо поискать, каждой части найдется подходящая к ней другая, к этим двум — третья; а буде троица не оживает, надо искать еще что-то, четвертое, не на этом листе, так на следующем, покуда не образует­ся новый полезнейший вид из созданных хотя и по сове­ту природы, но вопреки ее, можно сказать, фатальной криволинейности и излишнему разнообразию. И если чудовище Ротелло ди фико, сирена, кентавр, крылатые кони и прочее — дети воображения в неопределенности, то бесчисленное стадо машин — произведения точности, прямизны и идеальной округлости; и такое происхожде­ние как раз позволяет изобретателю по своему желанию сочетать между собою части различных машин и полу­чать, таким образом, новые виды. Действительно, прямая линия только одна, и где бы ни появлялась, она остает­ся частью этой единственной; все линейки на свете, включая громаднейшую, какую используют плотники, род­ственники и близнецы и различаются только размерами, тогда как кривых линий бесконечное множество разных. Также и правильные круги: в виде зубчатых колес, под­шипников или какого-нибудь другого устройства они лег­ко сочетаются и взаимодействуют, однако малейшая неправильность и случайная кривизна тотчас устраняют такую возможность. Фантазия изобретателя упорядочи­вается линейкой и циркулем, поэтому его произведения могут двигаться, тогда как произведения живописца и скульптора движутся только в воображении.Выступающий в бумажном сражении изобретатель, действуя сам против себя, если придумывает и изготов­ляет машины из добытых жестоким убийством и расчленением других многих машин, сочетает их различными способами, согласуясь с мнением Архимеда, который ука­зывает, что любое механическое устройство может быть создано из трех элементов — рычага, блока и винта. Однако же древние, при их заслугах, ради красоты рас­суждения готовы другой раз свести и принять за одну вещи, разделенные еще значительно большим простран­ством и разницей, чем на это решаются такие, как Лео­нардо. Поэтому к их остроумию необходимо прибавить способность современного человека сосредоточиваться на мелочах и его наблюдательность к практике. Кроме то­го, надо учитывать надобность в разнообразных маши­нах, которой древние не испытывали, упражняя изобре­тательность исключительно в целях войны, а в мирное время предаваясь абстракциям. Насколько сравнительно с Архимедом Леонардо приблизился к практике, видно из следующего перечисления необходимых частей или про­стых механизмов.Винтовые передачи; клинья, заклепки; опоры и опор­ные подшипники; шпильки, оси, валы; муфты; тросы, рем­ни и цепи; зубчатые колеса; фрикционные колесные передачи; маховики на лебедках; соединительные тяги и рычаги; храповики, храповые механизмы; тормозные устрой­ства; сцепления шестерен; полые стержни и их соединения; цилиндры насосов и поршни; вентили, клапаны; пружины; шатуны и тяги; блоки; эксцентрики и кулачки.Допущенные Леонардо кулачки и эксцентрики, представляя собой отступление от правила обязательной круглости, показывают, что он не расположен жертвовать интересами практики, оберегая чистоту и стройность тео­рии. Одновременно шатуны, поршни, эксцентрики и ку­лачки образуют, хотя недостаточно плавное, но средосте­ние между миром населяющих Землю от их создания жи­вых существ и произведениями изобретателя, внезапно после длительного перерыва как бы открывшего второй акт творения: когда у подкрадывающейся к добыче кош­ки за холкою поочередно выдвигаются как бы шатуны — то не эксцентрики ли вращаются под ее кожей?В дальнейшем наука о деталях машин, основателем которой по справедливости надо считать Леонардо, мало что изменила или добавила в приведенном перечне двадцати двух элементов или простейших машин. Зато срав­нительно с Архимедом и его тремя элементами насколько же двадцати два элемента флорентийского мастера прибавили возможностей изобретателю! Это легко пояс­няется па примере алфавита: из ограниченного количе­ства литер или металлических букв наборщик складывает слова, тогда как изобретатель из простейших машин склеивает более сложные, то есть искусство изобрете­ния получило изумительный способ создавать бесконеч­ную новизну, опираясь на общеизвестное и суще­ствующее.Увы! Величайшему достижению Мастера вполне соот­ветствовало постигшее его разочарование. На предлагае­мые им изобретения и новизну спрос не увеличился, а многие стали избегать его предложений, как если бы та­кое сотрудничество угрожало их репутации или карману. Но когда Марко д'0джоне, дерзкий в словах и осмотри­тельный в практике, стал утверждать, что доходы держателя мастерской в Корте Веккио заметно бы увеличились, отдайся он всецело занятиям живописью или скульптурой, к которым имеет исключительную способность, Джованни Больтраффио ему отвечал:— Это обычное заблуждение простонародья: полагать себя более опытным в житейских делах сравнительно с людьми образованными. Не существует способности или умения, которыми Мастер не владел бы полностью; что до его доходов, они велики и станут впоследствии еще значительно большими, поскольку каждая полезная выдумка со временем находит применение.Завтра утром, 3 января 1496 года, велишь сделать ши­рокий ремень и испытаешь. Чтобы сделать клей для рем­ня, возьми крепкий уксус, в котором раствори рыбий клей: из него сделай пасту и склей кожу, и будет годиться. При 100 оборотах, какие машина делает за ¼ часа, и час получается 40000 иголок и 480000 за 12 часов. При цене в 5 сольди. за тысячу, получается 20000 сольди или 1000 лир за каждый день работы. При 20 днях рабо­ты в месяц получится 240000 лир или 60000 дукатов в месяц.К тому времени потребность в иголках намного воз­росла сравнительно с нуждами древних; и все же, если бы миланцам заниматься только ремеслами, не обойтись без хорошо заточенной иглы, машине достаточно ме­сяца, чтобы снабдить работников иглами надолго вперед. Да и не существует покуда города или места в целой все­ленной, которые полностью отвечали бы подобной производительности, поглощая, что сделано.Кроме машины для затачивания швейных иголок, Леонардо придумал: станки для прядения нитей — с тремя веретенами и также с пятнадцатью; для чесания пряжи; для наматывания нитей на шпули; для разрезывания тка­ни на одинаковые куски; для волочения проволоки совер­шенно новые станки; золотобойный станок; станок для быстрой насечки напильников; механический молот, который сам поворачивает изделия разными сторонами, подставляя их под удар; способ поворачивать переднюю ось в повозке посредством губчатого колеса, расположенного горизонтально; способ жарить мясо, притом, что оно по­ворачивается вместе с вертелом силою горячего воздуха, стремящегося кверху; способ ходить по воде; способ ме­рить воду; множество способов ее поднимать с помощью Архимедова винта, самодвижущихся черпаков и так да­лее; способ сверлить землю, чтобы узнать, в каком месте копать колодец; токарный станок; ткацкий станок. И мно­жество других изобретений и усовершенствований, нари­сованных с величайшей точностью и правдоподобием, и к каждому есть объяснение; и тут волю создателя ограничивает только количество бумаги, поэтому для сбереже­ния площади Леонардо покрывал рисунками и надписями также и оборотную сторону листа, а буквы писал на­столько мелкие, что необходима большая острота зрения, чтобы их различать.— Может быть, бесчисленные машины и есть твое главное искусство и художество, — говорил Фацио Кардано, миланский юрист и библиофил, которому в числе немногих Леонардо доверял без боязни, — если подоб­ные изумительные изображения в увеличенном виде по­местить в храмах и домах богачей, где обычно находятся картины и скульптуры, каждому станет ясно, что никто другой с тобою не сравнивается как красотою, разнообра­зием и количеством произведений, так и ожидаемой от них пользой.

— Собака лает на незнакомые предметы, и шерсть у нее встает дыбом, когда она видит телегу или ящик для угля, не причиняющие ей вреда; однако хозяина, который ее колотит и морит голодом, она почитает как божество какое-нибудь, — пояснял Леонардо, имея в виду милан­ских ремесленников, — невежественные люди опасаются применять незнакомое им орудие, если этого не сде­лает до них другой человек, более отважный. И тут вели­чайшее искушение выгоды соперничает с боязнью истра­тить лишнее сольди и оказывается побежденным.





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ