Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


44


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  44

Если мастер навожен, таковыми кажутся и его фигуры со своими исправленными шеями; если мастер не любит утруждать себя, его фигуры кажутся срисованной и натуры ленью; если он непропорционален, фигуры его таковы же; если он глуп, он широко обнаруживает себя в исторических композициях — они врага всякой цельно­сти., фигуры их не обращают внимания на свои действия, наоборот: один смотрит туда, другой сюда, как во сне.В диалоге «Гермотим, или О выборе философии» величайший из греческих софистов, Лукиан, утруждает, что каждый философствует соответственно своему характеру; при этом он описывает эпикурейцев как добродуш­ных и падких до удовольствий, перипатетиков называет корыстолюбивыми и большими спорщиками, платоников же наделяет надменностью и честолюбием. Применительно к новым флорентийским платоникам сюда надо доба­вить утонченность, важность и чуточку ханжества, кото­рое заключается в том, что они не любят называть вещи своими именами и избегают всего некрасивого и грубого, даже когда на этом держится жизнь. Их настроению и духу как нельзя лучше отвечает «Примавера», или «Вес­на», картина, написанная Сандро Ботичелли для Медичи; правда, если разбираться, что именно здесь представлено и правильно ли такое название, находится столько авторов, сколько и толкований, хотя все соглашаются, что Флора имеет огромное сходство с умершей Симонеттой Веспуччи, а Борей, или Северный ветер, своим видом вы­зывает дрожь как бы от холода, и в целом картина изумительно красива.                                    Венера олицетворяет различие и связь между лю­бовью материальной, которой отдана правая половина картины, и поместившейся слева идеальной, или духовной, — пояснял Марсилио Фичино, — материальная любовь хотя и приятна, но обречена телесным и душевным страданиям и смерти и, беспрерывно преобразуясь, стре­мится избавиться от каждого нового облика. Это, по-видимому, подразумевается изображением прекрасных цве­тов, разбрасываемых Весною, извлекающей их из прозрачной своей одежды, а также гирляндою, рождающею­ся в устах богини Флоры: подобное странное происхожде­ние напоминает о цветах на могиле несчастной Симонетты и вызывает у зрителя желание плакать. Между тем отданная идеальной любви левая часть представляет в виде граций три добродетели: Чистоту, Красоту и Любовь; здесь все радостно и малейшая тяжесть или горе не об­ременяют фигуры, подобные полевым растениям, качаю­щимся от легкого дуновения воздуха.Во всеобщем движении и плавном перетекании неиз­менной, но крайне чувствительной духовной сущности — утверждают платоники — главный и единственный дви­житель есть любовь, сопровождающаяся огорчением, как жизнь сопровождается гибелью и всевозможными несча­стьями. Радуясь каждому новому телесному облику, при­ходится оплакивать прежний и горько о нем сожалеть: отсюда сходство, которое имеется в наименовании проти­воположных по смыслу понятий, как amore — любовь и amarezza — горечь, представляющих собой как бы ветви, происходящие аз одного ствола. И все это наглядно по­казано в картине Сандро Боттичелли, что, по крайней мере, свидетельствует о его начитанности и глубоком сочув­ствии платоническим идеям. В самом деле, будучи сыном богатого кожевника, Сандро получил достаточное образо­вание и был любознателен; испытывая же склонность к поэзии, знал наизусть и толковал многие отрывки из Данте.При хорошем, росте и стройной фигуре Боттичелли имел значительное и печальное выражение лица и в теп­лое время года кутался в плащ, как бы показывая, что душа его мерзнет. Впрочем, другой раз, утомляясь жа­рою, он подолгу отдыхал где-нибудь в холодке, болтая с кем попало, из-за чего Леонардо сравнивал его с созревающей в затененных местах тыквою и называл лентя­ем. Большую часть заработанных денег Боттичелли тра­тил на вино, угощал приятелей; говорили, что отсюда и прозвище, поскольку «боттичелли» означает «бочонок». хотя в действительности оно происходит от его старшего брата бочара, настоящее же имя живописна — Алессандро ди Мариано Филиппепи. Что касается его ума или глу­пости, которые де широко обнаруживают себя в истори­ческих композициях, то, если посмотреть непредвзято, можно видеть, что в картине «Весна», которая, в понимании Леонардо является исторической композицией, фигуры недостаточно связаны между собою и, кажется, мо­гут внезапно исчезнуть, как это бывает во сне. При этом они свободно колеблются, но неизвестно по какой причи­не не падают: Меркурий, отвернувшийся от остальных, судя по его положению, должен бы непременно упасть, растолкавши три Добродетели, — эти же, хотя и держат­ся за руки, также одна на другую не смотрят, как бы в растерянности.Человек неробкий и старший Леонардо семью годами, Боттичелли был принят у Медичи, когда его юному при­ятелю оставалось еще два года на обучение; они познакомились, и разница в возрасте стерлась, зато обнаружи­лись более важные противоречия, которые, впрочем, укрепляли их дружбу, ибо один своими достоинствами восполнял недостатки другого, и если бы они соединились, то представили бы собою совершенного человека. Но, сла­ва богу, этого не происходит, иначе небогатая развлечениями и обильная горестями жизнь человеческая сталa бы скудной и скучной невыносимо. Имея привычку рассказывать о своих любовных делах, Боттичелли однажды рассердил своего товарища, этим не занимавшегося, и вынудил его произнести следующую обидную для влюбленного речь:— Акт соития и члены, применяемые при этом, на­столько безобразны, что если бы не красота лиц и все­возможные украшения участников и не их исступленное состояние, человеческий род скоро бы прекратился. Я удивляюсь, что жалуясь и сетуя на судьбу, якобы тебе не способствующую, ты не бережешь время и силы, которые пригодятся в более важных занятиях. Таким жестоким нападкам подвергается переживание amore, любви, в самой цитадели платоников, как умест­но будет назвать Флоренцию. И тут Леонардо выступает как некогда в Афинах представители цинической школы, наподобие знаменитого Диогена, которому были невыно­симы общепринятые предрассудки и мнения, и он их отважно высмеивал и уничтожал. Между тем киническая философия, как и позднейшее учение скептиков, больше, чем какая-нибудь другая, является отражением особенностей человеческого характера: недаром же киниками, или же циниками, называют некоторых людей, не  имеющих малейшего отношения к ученым-философам, но своим поведением или высказываниями представляющих как бы их философию в действии.



 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ