Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


36


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  36

Лавр и мирт, увидя, что срубают грушу, вскричали громкими голосами: — О груша! Куда влекут тебя? Где гордость, которая был» у тебя, когда, на тебе была зрелые плоды твои? Отныне уже не будешь бросать сюда тень густыми своими волосами!Тогда груша ответила:Меня возьмет с собой кре­стьянин, который срубит меня, и понесет он меня в мастерскую лучшего ваятеля, который при помощи своего искусства придаст мне форму бога Юпитера, а я буду посвящена храму, и все станут заместо Юпитера покло­няться мне. Вы же будьте готовы к тому, что часто бу­дете оставаться искалеченными и лишенными ветвей, которыми люди, дабы высказать мне почитание, станут окружать меня.При скудном освещении церкви деревянное распятие, сделанное в давние времена неизвестным скульптором, выступает из темноты точно как на Голгофе теле распя­того Царя Иудейского, а из-за тесноты помещения не­скольких шагов от двери достаточно, чтобы оказаться близко возле скульптуры; в то время впечатлительная душа в своем воображении успевает пройти целиком кре­стный путь. И вот обремененный грехами прихожанин лобызает стопу Спасителя, а ивой еще и отламывает кусочек грушевого дерева ради исцеления родственников от болезни и порчи или для сохранения урожая от градо­бития и дождей. Из-за этого стопа разрушается довольно быстро, и ее приходится время от времени заменять или же восстанавливать. Да и само распятие в целом не хорошо сохранилось, и в некоторых местах краска отстала, так что поверхность напоминала частично облупленное пасхальное яичко. Поэтому -- так как естественность и правдоподобие много способствуют силе переживания ве­рующего, — чтобы восстановить в лучшем виде это распятие, а вместе и настенную живопись, также разрушен­ную временем и неосторожными прикосновениями, на­стоятель приходской церкви призвал знакомого ему масте­ра из Эмполи — торгового города на берегу Арно, по пути во Флоренцию. Мальчик, которого догадливый настоятель свел с этим мастером, когда тот на место частично испорченной прежнее стопы прикрепил другую, приготовленную накануне из пуска грушевого дерева, не знал, чему изумляться: правдоподобию, с каким выреза­на каждая малейшая жилка, или тому, что фигура Спа­сителя составлена из отдельных частей и может быть разобрана для исправления, как, скажем, давильня для винограда. Прободавший обе стопы евангельский гвоздь мастер также изготовил отдельно и, смазав клеем стенки четырехгранного отверстия, ловко туда вставил, укрепив фигуру наиболее прочно.О том, что мастер из Эмполи приступил и исправле­нию живописи, каждый вошедший мог заключить по сильному запаху гнилого творога и яиц, переводимых в большом количестве для приготовления красой. Как, если бы подобные гнилостные испарения обладали некоторой бодрящею силой, худой, болезненного вида мастер, когда взбирался по стремянке, чтобы работать на лесах, дви­гался с большим проворством и быстротой, и он всегда напевал себе под нос, оставаясь в превосходном располо­жения духа; если же приходил хмурый и недовольный завтраком или небрежным обращением, поскольку столо­вался у прихожан поочередно, спустя немного времени забывал про нанесенную ему обиду. Иной раз этот люби­тель пения, отложив в сторону кисть, громко исполина какую-нибудь священную музыку, широко разевая рот и размахивая руками; и было видно, что именно искусство живописи его воодушевляет и поддерживает в нем радо­стное расположение.Хотя другие занятия также попервости доставляют удовольствие, оно не идет в сравнение с тем, что испыты­вает живописец или скульптор от начала обучения до преклонного возраста и старости. И это потому, что если заказчик велит исполнить то или другое и оговаривает в подробностях, каким он желает видеть произведение, мастер скорее угождает природе, нежели своему работодателю, и в сочетании природных вещей и их выборе оста­ется свободным. А поскольку живописцу, если бы даже он захотел, не удается в точности повторить однажды выполненное произведение, он по необходимости стано­вится изобретателем, тогда как превосходное чувство удовольствия возникает после первого следа, оставленного грифелем, или кистью, или другим инструментом, кото­рым он по-царски распоряжается. И если мастер из Эмполи что-то там весело напевает себе под нос, то это по­тому, что каждое утро он попадает из царства необходимости в царство свободы, где ему предоставлено действовать по своему произволу.Другая причина радости, и удовольствия, и превосход­ного расположения духа какого-нибудь живописца, хотя выступает совместно с указанной выше, по своему харак­теру ей противоположна; и тут живописец выглядит ско­рее как раб и слуга, подчиняющийся своему хозяину: имеется в виду величайшее удовлетворение сходства, до­стигаемое при подражании природным вещам. Относи­тельно же того, почему именно подражание рождает ра­дость, есть разногласие. Некоторые, например, утверждают, что нарисовать с большим сходством — все равно, что присвоить. При этом они ссылаются на дикарей, ка­сающихся бегством, когда любознательный путешественник желает набросать их фигуру для памяти. Но, так или иначе, мастер из Эмполи, по-видимому, вынужден был довольствоваться первой причиной, так как не добивался достаточного сходства — насколько он был умел и ловок в скульптуре, настолько неопытен в живописи рисунке, и, как ни старался, фигуры у него получал кривобокими, а лица все имели одинаковое выражение. Кроме того, все округлое, полное и упитанное, чем приятно любоваться в природе, оказывалось у него тощим плоским и скорее могло быть названо тенью предмета, нежели его правильным изображением.

— Такой живописец, — отзывался о мастере призвав­ший его настоятель, — должен быть признан клевещу­щим на божество, создавшее человека по своему подо­бию; если ему полностью доверять, получится, будто, внешность Создателя напоминает какого-нибудь нищего попрошайку. В то время рисунки его добровольного помощника, — настоятель имел в виду Леонардо, — при их несовершенстве и отроческой незрелости круглятся подобно развивающимся мышцам, которые сулят в близком будущей набрать огромную силу. 





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ