|
ПРЕДТЕЧА
Главная → Публикации → Беллетристика → Долгополов И. Леонардо да Винчи // Рассказы о художниках. - М. Изобразительное искусство, 1974. С. 9 - 33 → Предтеча
Ах, эти спешные сборы, когда тебе уже под пятьдесят и когда нет места иллюзиям. Ночь. На мозаичном полу дворцового помещения разбросаны рисунки, картины, кисти, одежда. Свет свечей, колеблемый сквозным сырым ветром. По стенам мечутся длинные тени. За окном шагает чужеземная стража. В призрачном свете звезд холодными жесткими огоньками поблескивает оружие французских солдат. Где Лодовико Моро... Где слава Милана, рода Сфорца?.. Да, век на исходе. Век уходит, а с ним и его слава. Леонардо подошел к камину и вдруг в зеркале встретил себя. Из тусклой серебряной заводи на него глядел двойник — растерзанный, усталый, постаревший.
На пороге нового, шестнадцатого века, в декабре 1499 года, да Винчи, измученный неудачами, решается покинуть Милан. Семнадцать лучших лет жизни отдано этому городу.
Сборы были недолги. Он увозил с собой груз легче, чем когда-то из Флоренции. Но с ним не было самого главного, что сопровождало всю его жизнь, — надежды. Семнадцать лет... Огромный глиняный «Конь», воплощающий величие рода Сфорца. Ведь он сейчас остается в городе, оккупированном врагом. Правда, Леонардо не мог знать, что монументу осталось жить совсем немного и что он будет безжалостно разрушен пьяной солдатней.
«Тайная вечеря» осуждена на гибель. И это знает пока только он — создатель плохого грунта. Да, это он сам приговорил к медленной смерти свое детище. Но Леонардо не знал полностью истинную судьбу «Тайной вечери». Иначе он увидел бы, как невежественные монахи разрушают центр композиции, пробивая в стене дверь. Он услышал бы ржание и топот лошадей в устроенной там наполеоновскими и конюшне. И содрогнулся бы от ужаса, увидев, надают американские бомбы на беззащитный монастырь, трапезную. Так, в течение четырех с половиной веков его картина не раз подвергалась смертельной опасности.
Ведь варвары не переводятся от древних времен Атиллы до наших дней. Лука Пачоли, единственно близкий ему в эти суровые дни человек, помог снести незамысловатую кладь в крытую повозку, и Леонардо да Винчи снова начал тернистый путь изгнанника.
Впереди его ждал двор Мантуи с Изабеллой д´Эсте, прельстившей его эрудицией и любезностью и столь же быстро разочаровавшей его своим фатовством и тщеславием. К весне мы уже видим да Винчи в Венеции. Больной, стареющий художник не нашел здесь желанного приюта и отдыха, и вскоре он спешит навстречу своей молодости во Флоренцию.
Отец, родные встретили его холодно. Он не оправдал их надежд. Близких друзей у Леонардо не было, все связи были потеряны за эти годы. Художник долго бродил по городу. По знакомым и любимым когда-то местам. Он не узнавал многого. Как-то Леонардо забрел в сады монастыря святого Марка, этого оплота безумствующего аскетизма. Художник ужаснулся запустению и разрухе, постигшей сокровищницу античности, где когда-то он часами рисовал, учился, познавал тайны гармонии.
Разбитые статуи, валяющиеся обломки мраморных рук, голов, поросших сорняком, — таковы были результаты «подвигов» Христова воинства, молодых инквизиторов. Флоренция. Она пережила падение Медичи и диктатуру Савонаролы. И сейчас, разоренная и поблекшая, жила без иллюзий и блеска.
Леонардо не находил себе покоя. Может быть, его мучила нужда? Нет, от Милана остались кой-какие сбережения. Может быть, он просто устал? Устал от несбывшихся надежд, от одиночества. Он искал уединения. Живопись его не влекла.
Он мечтал тогда не о славе художника. Ему виделся гордый полет человека-птицы. Он записал в своем дневнике предсказание: «Большая птица начнет свой первый полет с хребта Большого Лебедя, наполняя Вселенную изумлением...»
И, однако, не полет с горы Лебедя прославил Леонардо, бессмертным его сделала живопись.
Он создаст неповторимую «Джиоконду», опередившую развитие живописи на многие века. Он раскроет законы композиции, светотени, психологического решения портрета, ставшего образцом для будущих поколений художников.
Предтеча. Вот миссия Леонардо. Ведь это он проложил дорогу высокому Ренессансу. Ренессанс... Фридрих Энгельс писал о нем: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености...
Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики».
|
|