|
О КОМПОЗИЦИИ КАРТИHЫ КВАТРОЧЕHТО. 13
Главная → Публикации → Проблемные статьи → Данилова И. От средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто. М. - Искусство, 1973. С. 35 - 49, С. 50 - 62, С. 81 - 93 → О композиции картины Кватроченто. 13
Принцип стороннего взгляда, лежащий в основе композиции картины, заключает в себе театральное начало. Человек Возрождения-это "зритель Вселенной"; картина - это модель театра вселенной, экспериментальная площадка, на которой проигрываются новые сюжетно-композиционные ситуации, осваивается новое соотношение между человеком и средой, новое место человека в земном, горизонтальном мире. Часто сравнивают картину Возрождения с видом через окно. Поводом для этого служат прежде всего слова Альберти: "...там, где я должен сделать рисунок, я черчу четырехугольник с прямыми углами, такого размера, какого я хочу, и принимаю его за открытое окно, откуда я разглядываю то, что будет на нем написано". Однако по характеру пространственного построения ренессансная картина гораздо больше похожа на театральные подмостки, тем более что на ней, как правило, видна поверхность пола (или земли), начинающаяся от самого первого плана, что при взгляде в окно невозможно. Да и сам Альберти, говоря о пространственном построении картины, начинает с площадки переднего плана, в то время как вид через окно предполагает далевой образ, то есть, собственно, то, что в картине образует второй пространственный слой. Главное действие разворачивается на переднем плане, как в сценической выгородке, где и составляются основные мизансцены. В так называемой "Озерной мадонне" Джованни Беллини передний план воспринимается как такая выгородка, воспроизводящая архитектурно-организованное пространство, вдвинутое в естественную природную среду. Контраст двух планов, подчеркнутый пространственным перепадом, сохраняется во всех картинах кватроченто. Передняя площадка всегда ясно распланирована: если это пол комнаты или вымощенная городская площадь, то в большинстве случаев она расчерчена, словно для того, чтобы определить расположение и поведение действующих лиц. Часто рисунок пола задает ритм представленной сцене. В картине Беллини он спокоен, у Боттичелли в его "Чуде св. Зиновия" - драматически динамичен.
|
|