Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


О КОМПОЗИЦИИ КАРТИHЫ КВАТРОЧЕHТО. 9


Главная  →  Публикации  →  Проблемные статьи  →  Данилова И. От средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто. М. - Искусство, 1973. С. 35 - 49, С. 50 - 62, С. 81 - 93  →  О композиции картины Кватроченто. 9

Зрительная модель, сложившаяся в период Возрождения, определяет не только композицию самой картины, но и характер ее восприятия, то есть поведение зрителя перед картиной, зрительскую установку. Иконе молящийся предстоял, иными словами, находился в такой же позиции по отношению к иконе в целом, в какой изображенные на иконе второстепенные фигуры находятся по отношению к главной, как правило, помещенной в центре. Сама композиционная схема иконы представляла собой идеальное изображение, прообраз ситуации: икона-молящийся. Икона была рассчитана на то, что молящийся должен повторить, воспроизвести состояние изображенных персонажей, внутренне отождествить себя с ними. "Кто смотрит на подвизающихся, тот и сам должен напрягать [...] свои силы [...] чтобы каждый не только был зрителем [...] но в некоторой мере. и сам сделался подвижником". И так же как изображенные на иконе персонажи не смотрят на центральную фигуру, но склоняются перед ней, так и молящийся, в идеале, кланяется иконе; его позиция должна выражаться не только в состоянии, но и в действовании, и не только в духовном, но и в физическом. По выражению одного из русских средневековых авторов, иконам следует поклоняться "душою мысленно и телом чувственнее".

Поклонение иконе - это не только духовное, но и телесное "делание", причем в самом осуществлении его приобретает большое значение движение головы - и тем самым взгляда - вверх и вниз. Иными словами, при созерцании иконы. положение глаз зрителя не предполагалось фиксированным, икона не была рассчитана на единую точку зрения; как и средневековая архитектура, она воспринималась в процессе перемещения зрителя в пространстве или движения его глаз, причем основное направление этого движения происходило по вертикали - снизу вверх и сверху вниз.

Зритель, поднимая голову, как бы совершал восхождение от низшей зоны иконы, олицетворявшей землю, к высшей. олицетворявшей небо, и затем, наклоняясь, проделывал обратный путь по нисходящей. Это соответствовало вертикальной структуре иконы. В этом смысле можно сказать, что структура иконы изоморфна структуре восприятия ее средневековым человеком.

Это справедливо и по отношению к ренессансной картине. Картина рассчитана на то, что зритель смотрит на нее с одной, фиксированной точки зрения, при этом позиция зрителя задается самим пространственным построением картины. Предполагается, что он находится на средней оси-иначе пространственная иллюзия не возникает. Кроме того, расстояние, с которого он смотрит на картину, в идеале должно равняться расстоянию, на котором находился художник по отношению к изображаемому объекту, а высота горизонта должна совпадать с уровнем глаз зрителя. "Я знаю, что ни одно живописное изображение никогда не покажется похожим на натуру, если не будет определено расстояние, с которого на него нужно смотреть",- пишет Альберти. Леонардо выражается еще более определенно: "Живописец всегда должен учитывать при росписи историческими сюжетами стены высоту того места, где он хочет разместить свои фигуры; и по отношению к тому, что он срисовывает с натуры для этой цели, глаз его должен быть настолько ниже срисовываемой им вещи, насколько эта вещь в произведении будет выше глаза зрителя, в противном случае произведение будет достойно порицания".

Если при восприятии иконы моменты, когда зритель видит ее, чередуются с моментами, когда произведение находится вне поля его зрения и должно восприниматься не телесными, но "духовными очами", то есть умозрительно, то при восприятии ренессансной картины процесс визуального ее рассматривания предполагается непрерывным, смысл изображенного и его красота целиком раскрываются только глазу, ибо "воображение HP видит столь превосходных [вещей], какие видит глаз".





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ