Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


О КОМПОЗИЦИИ КАРТИHЫ КВАТРОЧЕHТО. 3


Главная  →  Публикации  →  Проблемные статьи  →  Данилова И. От средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто. М. - Искусство, 1973. С. 35 - 49, С. 50 - 62, С. 81 - 93  →  О композиции картины Кватроченто. 3

Когда речь идет об искусстве, то таким критерием проверки опытом является для Леонардо "глаз, называемый окном души". "Разве не видишь ты, что глаз обнимает красоту всего мира?". Трудно найти более четкую формулировку этого нового зрительного подхода к миру, нового, принципиально визуального мироведения.

"Тайная вечеря" Леонардо может служить идеальным живописным воплощением этой ренессансной зрительной модели. Все изображенное здесь увидено; вернее, художник создает композиционную формулу увиденного мира, увиденного с уровня человеческого роста и по законам человеческого глаза. Зритель смотрит - и в месте пересечения перспективных линий, то есть в месте схождения зрительных лучей, в идеальной точке зрения он видит главного героя, как можно увидеть героя в мире, и так герой может увидеть мир; перед ним широкое поле; подняв глаза, он мог бы обвести взглядом присутствующих: и находящихся в картине и собравшихся перед ней. В этом смысле можно сказать, что зрительная модель мира, воплощенная в этом произведении Леонардо, имеет двоякое значение: она не только моделирует картину мира такой, какой ее видит, точнее, должен видеть, идеальный зритель, но одновременно она предопределяет и позицию зрителя, находящегося перед созерцаемым им объектом.

Композиционную формулу "Тайной вечери" Леонардо можно также истолковать в терминах и понятиях геометрической оптики, сформулированной в трактате о живописи Альберти и оказавшей сильное влияние на Леонардо. В первой главе своего трактата Альберти говорит о "зрительной пирамиде", представляющей собой геометрическую схему зрительного восприятия. "Основание этой пирамиды будет видимая поверхность", грани ее образуются зрительными лучами. "Вообразим себе, - пишет Альберти, - что эти лучи как бы тончайшие нити, образующие, с одной стороны, подобие ткани, а с другой - очень туго связанные внутри глаза, там, где помещается чувство зрения, а оттуда, как из ствола всех этих лучей, этот узел распространяет прямейшие и тончайшие свои ростки вплоть до противолежащей поверхности".





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ