|
О КОМПОЗИЦИИ КАРТИHЫ КВАТРОЧЕHТО. 2
Главная → Публикации → Проблемные статьи → Данилова И. От средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто. М. - Искусство, 1973. С. 35 - 49, С. 50 - 62, С. 81 - 93 → О композиции картины Кватроченто. 2
Миниатюра "Оттоновского Евангелия", изображающая евангелиста Луку (ок. 1000 г.),- один из наиболее выразительных образов средневекового видения мира. Евангелист сидит, вскинув вверх руки, и над самой его головой-символическое изображение неба: "небеса не видимые, но разумные". Это "разумное" небо близко настолько, что он касается его руками, но в то же время оно "невидимо", потому что так он увидеть это небо не может, как он не может увидеть мир, и гак его нельзя увидеть в мире. В отличие от принципиально умозрительной композиционной модели средневековья модель Возрождения принципиально и последовательно зрительна. На этом кардинальном отличии своей концепции от концепции средневековой настаивали теоретики искусства Возрождения. В первой книге трактата о живописи Альберти, без сомнения полемизируя именно с этой средневековой умозрительной позицией, пишет: "Что же касается вещей, которые мы не можем видеть, никто не будет отрицать, что они никакого отношения к живописи не имеют. Живописец должен стараться изобразить только то, что видимо". Пьеро делла Франческа начинает свой трактат "О живописной перспективе" рассуждением о первенствующем значении для живописи "видения, то есть глаза": "...Я повторяю, что первое-это глаз (...) я говорю, что глаз - это первое, потому что именно глаз воспринимает вещи под разными углами и познает их". Еще яснее звучит эта скрытая полемика у Леонардо: "И если ты скажешь, что зрение мешает сосредоточенному и тонкому духовному познанию, посредством которого совершается проникновение в божественные науки [...]то на это следует ответ, что глаз, как господин над чувствами, выполняет свой долг, когда он препятствует путаным и лживым не наукам, а рассуждениям". И в другом месте: "И если ты скажешь, что науки, которые начинаются и кончаются в душе, обладают истиной, то этого нельзя допустить, а следует отрицать по многим основаниям. И прежде всего потому, что в таких умозрительных рассуждениях отсутствует опыт, без которого ни в чем не может быть достоверности".
|
|