Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


О СВЕТЕ И ТЕHИ. 12


Главная  →  Публикации  →  Проблемные статьи  →  Данилова И. От средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто. М. - Искусство, 1973. С. 35 - 49, С. 50 - 62, С. 81 - 93  →  О свете и тени. 12

Темное выступает у Леонардо как воплощение земли, земного начала: "...части тела тем темнее, чем они ближе к земле, их несущей",- как образ глубины земных недр. Вряд ли случайно встречается у него образ колодца; его стенки "становятся все темнее, чем дальше уходят вглубь [...] самая глубокая часть колодца видит меньшую часть и видима меньшей части освещенного воздуха...". "Мрак облекает в свою темноту все, что в нем заключено...". Леонардо предлагает художнику пристально вглядываться в эту темноту, в этот мрак, где все "окрашено черным светом ночи [...]а не светлостью огня". Он очень много пишет о различии цветов в темноте.

Тень у Леонардо - воплощение тайны и поэзии жизни, ее многообещающей нераскрытости; он не любит яркого света, "чрезмерный свет создает грубость", обнажает, оскорбляет эту скрытую в полутьме тайну живого.

Леонардовская концепция света в конечном счете представляла собой итог развития светового и цветового видения в живописи XV века. В ней цвет как самоценная категория постепенно исчезает, он начинает восприниматься как нечто относительное, как величина переменная, зависящая от освещения. Цвет постепенно утрачивает тождество с самим собой, художники начинают задумываться над тем, как при помощи одного цвета изобразить другой; цвет становится такой же живописной иллюзией, как и свет.

Уже Ченнини предлагает способы изображения одного цвета при помощи другого: "Как подделывать разными красками цвет, похожий на немецкую лазурь", "Как искусственно достигнуть цвета ультрамарина во фреске", "Как написать во фреске фиолетовую или черную одежду", "Как изобразить во фреске одежду, отливающую зеленым", "Как написать одежду цвета берретино, похожую на цвет дерева". Ченнини пишет, как нужно изображать блестящие, переливающиеся одежды, как изобразить блеск, то есть как средствами живописной иллюзии достигнуть того, что в средневековой живописи составляло имманентное качество самого цвета.





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ