|
О СВЕТЕ И ТЕHИ. 11
Главная → Публикации → Проблемные статьи → Данилова И. От средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто. М. - Искусство, 1973. С. 35 - 49, С. 50 - 62, С. 81 - 93 → О свете и тени. 11
В средневековой живописи свет - творец вещей; в живописи Возрождения художник - творец света, это он произносит теперь библейскую формулу: "Да будет свет!" Однако процесс секуляризации, рационализации, прозаизации света сопровождался параллельно развивавшимся процессом поэтизации, больше того - иррационализации и даже в некотором смысле сакрализации тени. Уже первый великий художник XV века - Мазаччо - делает тень сюжетным ядром композиции в росписи Капеллы Бранкаччи (Петр исцеляет тенью). Здесь тень - источник божественной благодати. Если в средневековой живописи бог, святой изображались в ореоле света, то во фреске Мазаччо святой появляется в ореоле тени. Несколько десятилетий спустя Леонардо произнес знаменательные слова: "Первая картина состояла из одной-единственной линии, которая окружала тень человека, отброшенную солнцем на стену". Средневековая живопись стремилась изобразить свет света господня, для Леонардо картина - это тень тени человеческой. Описывая свет, Леонардо пользуется негативным определением, которое он выводит из понятия мрака как позитивной категории: "...свет есть отсутствие мрака"; или в другом случае, говоря о различной степени освещенности, о градациях света, использует образ тени: "...меньший свет является тенью большого света". Даже небесная синь, которая в средние века всегда была воплощением света, у Леонардо состоит из света и мрака, мрак выступает здесь как составная часть света. Давая определение живописи, Леонардо начинает с категории мрака: "О первых восьми частях, на которые делится живопись. Мрак, свет...". Его "Книга о живописи" звучит как апология тени, лейтмотив ее - "исключительная прелесть теней и светов"; у него даже есть выражение: "тень из теней", то есть самая превосходная тень. Этот гимн тени звучит как антитеза средневековому "нездешнему свету", который "не помрачается ни ночью, ни набегом облаков" (Иоанн Златоуст). Леонардо, словно в ответ на эти слова, пишет: "Делай так, чтобы облака отбрасывали свои тени на землю". Свет у Леонардо - это здешний, земной свет, отбрасывающий тени, бесконечное множество теней и полутеней разной степени плотности и прозрачности: "Все плотные тела одевают свои поверхности различного качества светами и тенями...". Для средневековья мир - это отблеск божественного света оттуда; мир Леонардо - это мир земных вещей, их жизнь во взаимоотражении, взаимосвете и взаимотени. Это - светотеневая или, точнее, тенесветовая жизнь земли, где "всякое тело отсылает свой образ по всему окружающему воздуху" и где "все предметы отражают свет на другие предметы", где "одна поверхность отражается в другой, стоящей напротив, а эта в ней, и так до бесконечности".
|
|