|
О СВЕТЕ И ТЕHИ. 7
Главная → Публикации → Проблемные статьи → Данилова И. От средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто. М. - Искусство, 1973. С. 35 - 49, С. 50 - 62, С. 81 - 93 → О свете и тени. 7
В русской средневековой живописи цвет предельно эмансипирован от своей изобразительной функции, пожалуй даже в большей степени, чем в живописи византийского и западного средневековья. В иконе все предметы окрашены не в те цвета. В этом смысле функция цвета здесь не столько изобразительная, сколько свето- и формообразующая. Яркие и чистые цвета просветляют икону, приобщают ее к свету. Одновременно цвета гранят, выявляют форму предметов, строят ее. Особенно заметно это в изображении архитектуры и горок, где, как правило, различные поверхности окрашены в разные цвета, благодаря чему форма становится необычайно отчетливо выявленной . То, что имеет форму, всегда явлено в цвете. Черное, темное выступает как образ мрака, "тьмы внешней". Черным изображался ад, бездна, пропасть, куда низвергались грешники, пещера, темница. Может быть, не случайно эта тьма изображалась в русских иконах неправильной формы как антисвет, антицвет и потому антиформа, ибо свет - это добро, это то, что дает форму, тьма - это зло, то, что уничтожает форму. Средневековая концепция света исключала момент освещения в его прямом, физическом смысле - свет не освещает уже существующие земные предметы, а каждый раз заново творит их, ибо свет - это божественная энергия, это как бы крупица божественной субстанции. Хотя Августин разделил свет на нетварный и тварный, однако категория тварного света имела у него не физический, а чисто религиозный смысл, это не освещение, но духовное озарение. В XIII веке в учении Бонавентуры о свете появляются черты нового: он различает свет божественный, духовный, и свет телесный, то есть свет как освещение. Происходит как бы частичная секуляризация света. Бог - "это вечный свет, в котором субстанция света и акт освещения неразличимы". "в области же телесного природа подобна не столько духовному, сколько зримому, телесному свету". Этот телесный свет Бонавентура разделяет на свет субстанциональный (lux) и свет производный (lumen). Производный свет - это аналогия света субстанционального и в то же время это "свет света", то есть что-то вроде освещения.
|
|