|
О СВЕТЕ И ТЕHИ. 5
Главная → Публикации → Проблемные статьи → Данилова И. От средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто. М. - Искусство, 1973. С. 35 - 49, С. 50 - 62, С. 81 - 93 → О свете и тени. 5
По мере того как эту функцию обозначения света берет на себя золото, золотые камешки, вкрапленные в синее, высвечивают и утончают его, "облагораживают", пользуясь средневековой терминологией, самую его субстанцию, как бы переводя с более низкой ступени воздуха на более высокую ступень света. В период зрелого средневековья, в XIII веке, в учении о свете можно заметить два новых момента: складывается представление о формообразующей роли света и одновременно все большее значение приобретает категория тьмы, мрака как антитезы свету. О свете как о внутренней форме всех вещей говорится у Винсента из Бове: "Первопричина формы вещей - это свет, который облекает материю; чем интенсивнее свет, тем более законченна и совершенна субстанция". Часто можно встретить выражения: "свет формы", "форма света". Красота уподобляется "свету, разливающему свое сияние над тем, что обретает форму". Цвета - это как бы варианты формы света, "расточающие перед взором формы свойственного им света". С другой стороны, тьма, мрак, который в писаниях Псевдо-Дионисия Ареопагита выступал как наивысшее проявление света, как сверхинтенсивный свет, теперь противопоставляется свету, говорится о темноте, о мраке, в который проникает свет. "...Низшая ступень божественной эманации начинается там, где свет свыше проникает в темноту. Этот затемненный свет называется тенью [...] Ей присуща ограниченность и затемненность в противоположность безграничности и просветленности света",- пишет Альберт Великий. Как параллель этому можно привести мозаики XIII века, в которых особенно отчетливо проявляется формообразующая роль золота,- оно выступает как изобразительный и одновременно символический эквивалент света. Моделировка золотом фигур, расположенных на золотом фоне, образует их скелет, их внутреннюю форму, конкретную, видимую и вместе с тем отвлеченную, мысленную, духовную, так как моделировка золотом по самой природе своей не изобразительна, она неспособна создать зрительного впечатления объема. Фигура, прописанная золотом и помещенная на золотом фоне, выглядит прозрачной, просвечивающей, бесплотной; вместо позитива создается как бы негатив изображения, ибо форма, образуемая чистым светом (а золото - это свет), бесплотна. Однако если в ранневизантийских мозаиках блеск золотой смальты, вкрапленной в изображение, разрушал четкость его очертаний, то в мозаиках XIII века, напротив, золото создает, обрисовывает форму фигур, хотя одновременно эта форма существует как бы в снятом виде.
|
|