|
О СВЕТЕ И ТЕHИ. 1
Главная → Публикации → Проблемные статьи → Данилова И. От средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто. М. - Искусство, 1973. С. 35 - 49, С. 50 - 62, С. 81 - 93 → О свете и тени. 1
"Внутри нас обитает особенно чистый огонь, родственный свету дня: его-то они, боги, заставили [...] изливаться через глаза". Этот внутренний огонь, по мысли Платона, встречается с другим, наружным, который "ударяет в зрительный луч, проникает его до самых глаз", и таким путем осуществляется процесс зрительного восприятия. "Поскольку же с двух сторон встречаются два огня, причем один с молниеносной силой бьет из глаз, а другой входит в глаза и там угасает от влаги, и из их смешения рождаются всевозможнейшие цвета; это называют переливами, а тому, чем вызвано такое состояние, дали имена блестящего и сверкающего". Согласно Платону, цветовое видение возникает при столкновении двух световых потоков, несущихся навстречу друг другу и неизбежно преломляющихся, как в призме, во влаге слез. Свет при этом не столько обнаруживает цвет, сколько творит его. С другой стороны, цвет, подобно свету, обладает качеством излучения: "...цвет - это пламя, струящееся от каждого отдельного тела". Сам же свет у Платона уподобляется богу, ибо он представляет собой в области мысленного, духовного то же, что солнце в области видимого. Эти положения Платона оказали определяющее влияние на средневековую концепцию света. Отождествление бога со светом встречается уже в Новом завете, где оно противостоит ветхозаветной концепции, согласно которой бог является творцом света. Божественная метафизика света явственно выступает в "Евангелии Иоанна", написанном, как считают, под влиянием эллинистических мистерий. Бог есть свет, который "во тьме светит, и тьма не объяла его".
|
|