Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


О СЮЖЕТHОЙ И КОМПОЗИЦИОHHОЙ РОЛИ ЖЕСТА. 12


Главная  →  Публикации  →  Проблемные статьи  →  Данилова И. От средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто. М. - Искусство, 1973. С. 35 - 49, С. 50 - 62, С. 81 - 93  →  О сюжетной и композиционной роли жеста. 12

Явление человеческого тела и заключенной в нем жизни должно воплощаться в движении, "чтобы ни один, хотя бы малейший его сустав не оставался в бездействии". Движение - этой главный признак живого, поэтому художник, "желая выразить жизнь в предметах, будет каждую их часть изображать в движении". Однако, пишет Альберти, "только тот будет обладать высшим мастерством, кто сумеет изобразить каждый член в бездействии", то есть представить тело мертвого человека, который "каждым своим членом кажется действительно мертвым; все в нем свисает - руки, палец и голова [...] все, что может выразить мертвое тело, а это, поистине, очень трудно...". Художник должен в совершенстве овладеть механизмом движения человеческого тела, уметь включать и выключать его, уметь являть в живописи человеческое тело в его движении, как реальном, так и потенциальном, а также в его полном бездействии, так, чтобы оно "было мертвым до кончика ногтей". Пример такого явления человеческого тела во всем его пластическом совершенстве, но вместе с тем тела мертвого и потому лишенного всякой произвольной жестикуляции, тела как бы выключенного - это "Оплакивание Христа" Джованни Беллини. Тема явления приобрела здесь несколько особый оттенок: два юных ангела словно демонстрируют мертвое тело, подобное античному изваянию и одновременно заставляющее вспомнить об анатомических демонстрациях, в которых к страстной и дерзостной любознательности примешивался благоговейный страх и восторженное поклонение.

В картине Возрождения персонажи движутся в пространственно организованной среде, но они не движут эту среду, жестикулируя, они движутся в мире, но их жесты не движут мир, не дирижируют миром, не заставляют его звучать.

Жест выключается из системы общекомпозиционного движения картины; вместе с тем каждое человеческое тело, изображенное в картине, само по себе образует целостную, замкнутую в себе систему, находящуюся в состоянии реального или потенциального движения и именно в этом движении обнаруживающую свою целостность. "Я обратил внимание,- пишет Альберти,- что если протянуть руку вверх, ей следует вся эта сторона тела, вплоть до ступни, так что даже пятка ступни отделяется от земли". Жест каждого из персонажей ничего не меняет в мире картины в целом, но движение каждого члена кардинальным образом изменяет всю систему движения данной фигуры, отзывается на положении каждого элемента этого сложно организованного "микрокосма, или малого мира".





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ