|
О СЮЖЕТHОЙ И КОМПОЗИЦИОHHОЙ РОЛИ ЖЕСТА. 8
Главная → Публикации → Проблемные статьи → Данилова И. От средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто. М. - Искусство, 1973. С. 35 - 49, С. 50 - 62, С. 81 - 93 → О сюжетной и композиционной роли жеста. 8
Во фресках Джотто сохраняется необходимый минимум иконографические традиционной жестикуляции, однако параллельно возникают жесты новые, выполняющие функцию озвучивания не столько ритуальной, сколько драматической ситуации. Эти новые жесты, как правило, так же однозначны, как и жесты ритуальные, каждый из них обозначает определенное душевное состояние персонажа; это именно знаки, а не признаки чувства, род психологической азбуки. Найденные художником, они, в свою очередь, также становятся клишированными и повторяются в аналогичных ситуациях. Знаковость жеста сохраняется и в некоторых произведениях кватроченто. У Мазаччо в Капелле Бранкаччи жест Петра, отдающего динарий сборщику податей, простотой и однозначностью смысла близок жестикуляции персонажей Капеллы дель Арена. Как и в лучших находках Джотто, он становится воплощением, обозначением определенного действия, а не просто сопровождением слов, произносимых данным героем в данных обстоятельствах. Как и знаковые жесты средневековья, такие жесты не нуждаются в словесном подстрочнике. Однако основные искания художников и теоретиков раннего Возрождения развиваются в ином направлении. Они стремятся добиться все более точного соответствия жестикуляции слову и поэтому с такой остротой ощущают характерную для средневекового искусства несоизмеримость жеста с сюжетно-психологической ситуацией. "Ты не должен делать больших движений при маленьких или совсем незначительных душевных состояниях или маленьких движений при больших состояниях", - пишет Леонардо, обращаясь к живописцу. Или в другом случае: "Я видел на днях ангела, который, казалось, намеревался своим благовещением выгнать богоматерь из ее комнаты движением, выражавшим такое оскорбление, которое можно нанести только презреннейшему врагу, а богоматерь, казалось, хочет в отчаянии выброситься в окно". Даже принимая во внимание чисто литературный прием отстранения, продиктованный полемикой с изобразительной системой искусства предыдущей эпохи, нельзя не видеть здесь доказательства того, что жестикуляция средневековья становится принципиально непонятной и неприемлемой с точки зрения критериев Возрождения. Характерные для средневекового искусства неадекватные жесты, по мнению Леонардо, "бессмысленны или же обессмыслены и должны быть помещены в главу о сумасшествии или о шутах".
|
|