|
5
Главная → Произведения → Искусство → Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи → 5
Часть третья - о различных состояниях и движениях человека и о пропорциях членов тела
Часть третья - о различных состояниях и движениях человека и о пропорциях членов тела
479а * 472b.
Часто случается также, что облако кажется темным, хотя оно и не затенено другим облаком, от него отделенным; это происходит вследствие местоположения глаза, так как у одного — ближнего — он видит только затененную часть, а у других он видит и затененную и освещенную части.
480 * 472а.
НАСТАВЛЕНИЕ. Из предметов равной высоты более удаленный |152,2| от глаза покажется более низким. Ты видишь, что первое облако, хотя оно и ниже второго, все же кажется выше его, как это тебе показывает на плоскости пересечение пирамиды первого — низкого — облака в nа, и второго — более высокого — в nm, под an. Это происходит тогда, когда тебе кажется, что ты видишь темное облако выше, чем светлое облако, из-за лучей солнца, находящегося на востоке или на западе.
481 * 463.
НАСТАВЛЕНИЕ. Почему нарисованный предмет, даже если он доходит до глаза под углом той же самой величины, как и предмет более удаленный от глаза, не кажется настолько же удаленным, как и предмет при естественном удалении? Скажем, я рисую на плоскости bс предмет, который должен казаться yдаленным на одну милю; потом я ставлю ее рядом с таким предметом, который в действительности |153| удален на одну милю; оба эти предмета сопоставлены таким образом, что плоскость ас отсекает пирамиды равной величины. И, тем не менее, никогда для двух глаз они не будут казаться одинаково удаленными.
482 * 438.
О ЖИВОПИСИ. Важнейшую часть живописи составляют фоны нарисованных предметов. На этих фонах границы природных тел, обладающих в себе выпуклой кривизной, всегда распознаются как фигуры таких тел на этих фонах, даже если цвета тел будут того же самого цвета, что и вышеназванный фон. Это происходит от того, что выпуклые границы тел не освещаются так же, как тем же самым светом освещается фон, ибо эта граница будет во много раз светлее или темнее, чем этот фон. Но, если такая граница оказывается цвета фона, то, без сомнения, эта часть картины воспрепятствует отчетливости фигуры с такою границей, и подобный выбор живописи должен избегаться умом хороших живописцев; ведь намерение живописца состоит в том, чтобы заставить казаться тела по эту сторону фона, а в вышеупомянутом случае происходит обратное, и притом не только в живописи, но и в рельефных предметах.
483 * 414.
О СУЖДЕНИИ, КОТОРОЕ ТЫ ДОЛЖЕН СОСТАВИТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСЦА. Прежде всего ты должен рассмотреть фигуры — рельефны ли они, как этого требуют место и свет, их освещающий; тени не должны быть такими же самыми по краям исторического сюжета, как в середине, так как это разные вещи — быть окруженным тенями, и совсем другое — иметь тени лишь с одной стороны.
Те фигуры |153,2| окружены тенями, которые находятся посередине исторического сюжета, так как они затенены фигурами, находящимися между ними и светом; те фигуры затенены с одной лишь стороны, которые находятся между светом и историческим сюжетом, так как там, где не видит свет, видит сюжет, и там обнаруживается темнота этого сюжета. А там, где не видит сюжет, туда смотрит сияние света, и там обнаруживается его светлота.
Во-вторых, [необходимо], чтобы рассеяние или же определение фигур было произведено в соответствии с тем случаем, в котором ты хочешь, чтобы заключался этот исторический сюжет. Третье — чтобы фигуры с непосредственной живостью имели в виду свои особые цели.
484 * 446.
О РЕЛЬЕФЕ ФИГУР, УДАЛЕННЫХ ОТ ГЛАЗА. То непрозрачное тело будет казаться наименее рельефным, которое будет наиболее далеко от глаза. Это происходит от того, что воздух, находящийся между глазом и этим непрозрачным телом, — будучи светлее, чем тень такого тела, — портит эту тень и осветляет ее и отнимает у нее силу ее темноты, что является причиной того, что это тело теряет свою рельефность.
485 * 439.
О ГРАНИЦАХ ОСВЕЩЕННЫХ ЧЛЕНОВ ТЕЛА. Граница того освещенного члена тела покажется наиболее темной, которая будет видна на наиболее светлом фоне, и также наиболее светлой покажется та, которая видна на наиболее темном фоне. Если же такая граница будет ровной и видна на светлом фоне, похожем на ее светлоту, тогда такая граница будет неощутима.
486 * 484.
О ГРАНИЦАХ. Границы вторых предметов никогда не будут так же внятны, как границы |154| первых. Поэтому ты, живописец, не должен непосредственно отграничивать четвертые предметы от пятых так же, как первые от вторых, так как граница одного предмета с другим по своей природе является математической линией, а не чертой. Ведь граница одного цвета является началом другого, и поэтому не может быть названа чертою, ибо нет ничего, что располагалось бы между границей одного цвета, противопоставленного другому цвету, кроме самой границы, которая является вещью неощутимой [даже] вблизи. Итак, ты, живописец, не должен выявлять ее у далеких предметов.
487 * 447.
О ЦВЕТЕ ЖИВОГО ТЕЛА И ФИГУРАХ, УДАЛЕННЫХ ОТ ГЛАЗА. Живописцу должно делать на фигурах и предметах, удаленных от глаза, только пятна, но не резко ограниченные, а со смутными границами. И выбор таких фигур должен производиться в пасмурную погоду или под вечер. И, прежде всего, как я сказал, следует остерегаться резко ограниченных светов и теней, так как они кажутся раскрашенными, когда ты на них смотришь издалека, и получаются произведения неуклюжие и лишенные прелести. И ты должен запомнить: никогда тени не должны быть такого качества, чтобы из-за их темноты тебе пришлось потерять тот цвет, где они возникают, если только то место, где эти тела расположены, не совершенно мрачное. Не делай [резких] профилей, не разделывай волос, не давай белых светов, разве только на белых предметах. Эти света должны показывать первоначальную красоту того цвета, где они наложены.
488 * 424.
О ЖИВОПИСИ. Границы и фигура каждой части затененного тела плохо распознаются в своих тенях и светах; но |154,2| в частях, расположенных между светами и тенями, части этих тел отчетливы в первой степени.
489 * 460.
ТЕОРИЯ ЖИВОПИСИ. Перспектива, [поскольку] она распространяется на живопись, делится на три главных части; первая из них — это уменьшение, которое претерпевают величины тел на различных расстояниях; вторая часть — это та, которая трактует об уменьшении цветов этих тел; третья — это та, которая уменьшает отчетливость фигур и границ этих тел на разных расстояниях.
490 * 495.
О ЖИВОПИСИ. Синева воздуха является цветом, составленным из света и мрака. Из света, скажу я, по причине воздуха, освещенного в частицах влажности, разлитой среди этого воздуха. Мраком назову я чистый воздух, не разделенный на атомы, т. е. на частицы влажности, о которые должны ударяться солнечные лучи. Пример этого виден в том воздухе, который располагается между глазом и горами, затененными тенью великого множества деревьев, на них находящихся, или же затененных в той части, которая не достигается солнечными лучами. Этот воздух становится синим, но он не становится синим против освещенной части [гор] и еще меньше — против части, покрытой снегом.
Примечание
См. № 226 и прим.
491 * 443.
НАСТАВЛЕНИЕ. Из предметов одинаково темных и одинаково удаленных тот будет казаться более темным, который граничит с более светлым фоном, и наоборот.
492 * 445.
НАСТАВЛЕНИЕ. |155| Тот предмет, который будет написан белым и черным, окажется рельефным лучше всякого другого. Поэтому я напоминаю тебе, живописец, что ты должен одевать свои фигуры возможно более светлыми цветами; если ты их сделаешь темными цветами, то они будут мало рельефными и мало отчетливыми издали, и это потому, что тени всех предметов темны, и если ты сделаешь первую одежду темной, то она будет мало отличаться светами от теней, а при светлых цветах здесь будет большое различие.
493 * 465.
ПОЧЕМУ ИЗ ДВУХ ПРЕДМЕТОВ РАВНОЙ ВЕЛИЧИНЫ НАРИСОВАННЫЙ БУДЕТ КАЗАТЬСЯ БОЛЬШИМ, ЧЕМ РЕЛЬЕФНЫЙ. Причину этого не так легко показать, как и многого другого, но все же я попытаюсь удовлетворить, если и не во всем, то, по крайней мере, насколько смогу, больше. Перспектива уменьшений показывает нам с полным основанием, что предметы тем больше уменьшаются, чем дальше они от глаза, и эти основания прекрасно подтверждаются опытом. Итак, зрительные линии, находящиеся между объектом и глазом, достигая поверхности картины, все пересекаются одной и той же границей, а линии, которые находятся между глазом и скульптурой, имеют различие границы и длину. Та линия длиннее, которая простирается до члена тела более далекого, чем другие, и поэтому этот член тела будет казаться меньшим, и так как там много линий более длинных, чем другие, и от того, что там много частиц, более далеких, чем другие, то и получается, что они, будучи дальше, нам кажутся меньшими; а так как кажутся меньшими, то своим уменьшением они делают меньше и всю совокупность |155, 2| объекта. Этого не случается с картиной. Так как зрительные линии оканчиваются на одном и том же расстоянии, то они оказываются неуменьшенными; следовательно, неуменьшенные частицы не уменьшают и совокупности объекта. Поэтому и картина не уменьшается так, как скульптура.
494 * 464.
ПОЧЕМУ ПРЕДМЕТЫ, В СОВЕРШЕНСТВЕ СРИСОВАННЫЕ С НАТУРЫ, НЕ КАЖУТСЯ СТОЛЬ ЖЕ РЕЛЬЕФНЫМИ, КАК НАТУРА. Невозможно, чтобы картина, подражающая с высшим совершенством очертаниям, тени, свету и цвету, могла казаться столь же рельефной, как и натура, если только эта натура не рассматривается с большого расстояния одним единственным глазом. Доказательство: пусть глаза а и b видят объект с схождением центральных линий глаз — ас и bc; эти линии сходятся на данном объекте в точке с; другие линии, боковые по отношению к этой центральной, видят позади данного объекта пространство gd; глаз а видит все пространство fd, глаз b видит все пространство ge. Итак, оба глаза видят позади объекта с все |156| пространство fе. В силу этого объект с оказывается прозрачным, соответственно определению прозрачности, позади которой ничто не укрывается; этого не может произойти с тем, кто видит объект одним единственным глазом, [при том] объект больший, чем этот глаз. Этого не могло бы произойти с тем глазом, который видит предметы, много меньшие, чем его зрачок, как это показано на полях. Из того, что сказано, мы можем разрешить наш вопрос. Ведь нарисованный предмет заслоняет все пространство позади себя, и никаким путем нельзя увидеть какую-либо часть фона позади предмета в пределах окружающей его линии.
495 * 464.
ЧТО ПОКАЖЕТСЯ БОЛЕЕ РЕЛЬЕФНЫМ: РЕЛЬЕФ, БЛИЗКИЙ К ГЛАЗУ, ИЛИ РЕЛЬЕФ, ДАЛЕКИЙ ОТ ГЛАЗА. То непрозрачное тело будет казаться более рельефным, которое ближе к глазу и, следовательно, более удален будет казаться менее рельефным, т. е. менее отделяющимся от своего фона. Доказательство: пусть р будет передней частью объекта ph, который ближе к глазу а, чем n — передняя сторона объекта nm; df — это фон, который должен быть видим за двумя первыми названными объектами глазом а. Теперь мы видим, что глаз а видит по ту сторону объекта ph весь фон df, но за вторым объектом nm он видит только часть фона dg. Итак, мы скажем, что такое же отношение существует между обнаружениями рельефности двух объектов, какое существует между фонами, т. е. фона dg к фону df.
496 * 461.
|156,2| НАСТАВЛЕНИЕ. Рельефные предметы, рассматриваемые вблизи одним единственным глазом, кажутся похожими на совершенную картину. Если ты будешь рассматривать глазами а и b точку с, то эта точка с покажется тебе в df, а если ты будешь ее рассматривать одним глазом m, то h покажется тебе в g . Картина же никогда не будет заключать в себе этих двух различий.
497 * 440.
КАК СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПРЕДМЕТЫ КАЗАЛИСЬ ОТДЕЛЯЮЩИМИСЯ ОТ СВОИХ ФОНОВ, Т. Е. ОТ ТОЙ ПОВЕРХНОСТИ, НА КОТОРОЙ ОНИ НАПИСАНЫ. Много больше рельефности обнаруживают предметы на светлом и освещенном фоне, чем на темном. Основание этого предположения заключается в том, что если ты хочешь придать рельефность своей фигуре, то ты делаешь ее так, что та часть тела, которая более удалена от света, меньше причастна этому свету, поэтому она оказывается более темной и, гранича потом с темным фоном, получает смутные границы; в силу этого, если там нет рефлексов, произведение остается лишенным прелести, и издали показываются только освещенные части, и выходят так, что темные части кажутся самим фоном, поэтому предметы кажутся вырезанными и рельефными настолько меньше, чем они должны были бы быть, насколько они темны.
498 * 429.
НАСТАВЛЕНИЕ. Фигуры обладают большей прелестью, если они поставлены при всестороннем, а не при одностороннем и маленьком освещении, так как большое, но не сильное освещение обнимает рельеф тел, и произведения; сделанные при таком освещении, кажутся издали прелестными, а те произведения, которые срисованы , при маленьком освещении, вбирают большое количество теней, и подобные произведения, исполненные такими тенями, никогда не покажутся из отдаленных мест иначе, как раскрашенными.
499 * 422.
КАК ФИГУРЫ ЧАСТО ПОХОЖИ НА СВОИХ МАСТЕРОВ. Это происходит от того, что суждение наше и есть то, что движет руку при создании очертаний данной фигуры с различных точек зрения, вплоть до того, пока она не будет удовлетворять. А так как это суждение — одна из сил нашей души, посредством которой она компонует по своему желанию форму того тела, где она обитает, то, если ей нужно снова сделать при помощи рук человеческое тело, она охотно снова делает то тело, которое она впервые изобрела. И отсюда происходит так, что тот, кто влюбляется, охотно влюбляется в похожие на себя предметы.
500 * 523.
ОБ ИЗОБРАЖЕНИИ СТОРОН СВЕТА. Ты должен заметить также, что в приморских местах или близких к ним, обращенных к югу, ты не должен изображать зиму с деревьями и лугами так же, как ты это сделал бы с лугами, удаленными от этих морей к северу, за исключением деревьев, которые ежегодно сбрасывают листья
501 * 524.
ОБ ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕТЫРЕХ ВРЕМЕН ГОДА ИЛИ ТОГО, ЧТО ПРИЧАСТНО ИМ. [При изображении] осени делай предметы в зависимости от ее возраста, т. е. [при изображении] ранней осени [делай] деревья [так], чтобы листья их начинали бледнеть на самых старых ветвях, — больше или меньше, в зависимости от того, изображено ли растение в месте бесплодном или плодородном, а также более бледными или красноватыми у тех видов деревьев, которые первыми приносят свои плоды. И не следует делать, как это делают |157,2|, многие, у всех видов деревьев, даже если бы они были одинаково удалены от тебя, зелень одного и того же качества. То же самое, что сказано о деревьях, относится к лугам и к другого рода земной поверхности, к камням и подножьям уже упомянутых деревьев: всегда разнообразь их, так как природа разнообразна до бесконечности. Не только у [различных] видов, но и у того же самого растения найдешь ты различные цвета, именно: на тоненьких прутиках листья красивее и их больше, чем на других ветвях. И природа так усладительна и изобильна в изменениях, что среди деревьев одного и того же вида не найдется ни одного растения, которое приблизительно походило бы на другое, и не только среди растений, но и среди ветвей, листьев и плодов их ты не найдешь ни одного, который в точности походил бы на другой. Поэтому замечай [все это] и разнообразь насколько можешь больше.
502 * 525.
О НАПИСАННОМ ВЕТРЕ. При изображении ветра, кроме сгибания ветвей и поворачивания их листьев по ветру, следует изображать также облака тонкой пыли, смешанной с помутневшим воздухом.
503 * 526.
О НАЧАЛЕ ДОЖДЯ. Дождь падает среди воздуха, затемняя его свинцовой окраской, воспринимая с одной стороны свет солнца и с противоположной стороны тень, как это видно и на тумане. Темнеет и земля, которая таким дождем лишена солнечного сияния. И у предметов, видимых по ту его сторону, границы расплывчаты и непостижимы, а те предметы, которые ближе к глазу, более отчетливы; более отчетливыми будут предметы, видимые в затененном дожде, чем в освещенном дожде, и это происходит от того, что предметы, видимые в затененном дожде, теряют |158| только главные света, а те предметы, которые видны в освещенном дожде, теряют и свет и тень, так как освещенные части мешаются со светоносностью освещенного воздуха, а затененные части просветлены той же самой светлотой этого освещенного воздуха.
504 * 527.
О ПРИБЛИЖЕНИИ БУРИ С ВЕТРОМ И ДОЖДЕМ. При приближении бури или шторма на море виден воздух, окрашенный облачною тьмою, смешанной с дождем и ветрами, со змеевидными извивами угрожающих небесных молний; деревья, пригнутые к земле, с листьями, перевернутыми на согнутых ветвях, которые, кажется, стремятся убежать со своих мест, словно напуганные ударами страшных и ужасающих порывов ветра, между которыми врывается стремительный полет мутной пыли и песка с морских берегов. Темный горизонт неба делается фоном дымообразных облаков, которые, тронутые солнечными лучами, проникающими с противоположной стороны между прорывами в облаках, достигают земли, освещая ее в месте своего падения. Ветры, гонители пыли, поднимают ее в вихревых клубах скачками на воздух, пепельного цвета, смешанною с краснотою солнечных лучей, ее пронизывающих. Животные, неуправляемые, напуганные разбегаются в рассыпную кто куда. |158,2| Громы, созданные в клубах туч, гонят от себя разъяренные молнии, свет которых освещает темные поля в разных местах.
505 * 516.
О ТЕНЯХ, ОБРАЗОВАННЫХ МОСТАМИ НА [ПОВЕРХНОСТИ] ВОДЫ. Тени мостов никогда не будут видны на воде, если вода до этого не потеряет способности отражать по причине волнения. Это доказывается тем, что ясная вода обладает блестящей и гладкой поверхностью и отражает мост во всех местах, расположенных под равными углами между глазом и мостом, и отражает [так же] воздух под мостом, где [должна была бы] быть тень этого моста. Этого не может сделать волнующаяся вода, так как она не отражает, а очень хорошо воспринимает тень, как и пыльная улица.
506 * 517.
О СВЕТЛЫХ И ТЕМНЫХ ОБРАЗАХ, КОТОРЫЕ ЗАПЕЧАТЛЕВАЮТСЯ НА ЗАТЕНЕННЫХ И ОСВЕЩЕННЫХ МЕСТАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ МЕЖДУ ПОВЕРХНОСТЬЮ И ДНОМ ЯСНОЙ ВОДЫ. Когда образы темных или светлых предметов запечатлеваются на темных или освещенных частях тел, находящихся между дном воды и ее поверхностью, тогда более темными становятся затененные части тех тел, которые оказываются закрытыми затененными образами, и то же самое происходит с их освещенными частями. Если же на затененных и освещенных частях запечатлеваются светоносные образы, тогда освещенные части данных тел становятся более светлыми, |159| а их тени теряют свою особенную темноту, и эти тела кажутся менее рельефными, чем тела, затронутые темными образами; это происходит от того, что, как сказано, затененные образы увеличивают тени затененных тел; хотя эти тела видимы солнцем, пронизывающим поверхность воды, и хотя они очень сильно отличаются своими тенями от светов этих тел, [тем не менее] к ним добавляется еще тень от темноты темного образа, который отражается на пленке воды; и таким образом увеличивается тень этого тела, становясь более темной. И хотя такой темный образ окрашивает собою освещенные части таких погруженных в воду тел, у него не убывает светлоты, сообщенной ему падением солнечных лучей. Если даже она несколько и изменена этим темным образом, то это мало вредит, так как настолько велика польза, сообщаемая им затененным частям, что погруженные в воду тела обладают значительно большей рельефностью, чем те, которые изменены светоносным образом. Кроме того, что последний просветляет их освещенные части так же, как и затененные, изменения этих затененных частей настолько светлы, что такие погруженные в воду тела кажутся в таком месте мало рельефными. Пусть в пруду nmtu будет галька, или трава, или другие затененные тела на дне его ясной воды, которая воспринимает свои света от солнечных лучей, исходящих от солнца d; пусть |159,2| часть гальки имеет поверх себя темный образ, отражающийся на поверхности воды, и пусть другая часть гальки имеет поверх себя образ воздуха bcsm. Я говорю, что галька, закрытая темным образом, будет более видна, чем закрытая светлотою светлого образа. Основание этому то, что та часть, на которую падает темный образ, более видна, чем та, на которую падает освещенный образ, так как способность, зрения одолена и подавлена частью воды, освещенной воздухом, который в ней отражается, и в такой же мере эта зрительная способность оказывается увеличенной затемненной частью этой воды. И в этом случае зрачок глаза не обладает [повсюду] однообразной способностью [зрения], так как, с одной стороны, он подавлен избытком света, а с другой — увеличен темнотою. Итак то, что сказано выше, происходит только от тех причин, которые удалены от этой воды и от этих образов. Ведь тот предмет порождается только глазом, который подавлен сиянием образа воздуха и увеличен другой частью темного образа.
507 * 490.
О ВОДЕ, [СТОЛЬ] ЯСНОЙ И ПРОЗРАЧНОЙ, [ЧТО ВИДНО] ДНО ЗА ЕЕ ПОВЕРХНОСТЬЮ. Вода, через которую в силу ее прозрачности видно дно, покажет тем более отчетливо это дно, чем медленнее будет движение воды. Это происходит оттого, что у воды, которая медленно движется, поверхность без волн; через ее гладкую поверхность видны подлинные фигуры гальки и песка, находящихся на дне этой воды. |160| Этого не может случиться с быстро движущейся водою по причине волн, зарождающихся на поверхности: раз что через них должны проходить образы различных фигур гальки, они не могут донести их до глаза, ибо различные наклоны боковых и передних частей волн и кривизна их вершин и промежутков переносят образы за пределы прямого [направления] нашего зрения; и если прямые линии их образов искривляются в разные стороны, они смутно показывают нам их фигуры. Это может быть показано на неровных зеркалах, т. е. на таких зеркалах, где смешаны прямизна, вогнутость и выпуклость. Эта фигура будет помещена в 42-ю [главу] „Перспективы", без нее изложение прозрачной воды ничего не стоит.
508 * 489.
О ПЕНЕ ВОДЫ. Та пена воды будет казаться менее белой, которая будет больше удалена от поверхности воды. Это доказывается четвертым [положением] этой [книги] , которое гласит: естественный цвет того погруженного в воду предмета больше преобразится в зеленый цвет воды, который имеет наибольшее количество воды над собою.
509 * 467.
НАСТАВЛЕНИЕ В ЖИВОПИСИ. Перспектива — это поводья и кормило живописи. Величина написанной фигуры должна была бы показывать, на каком расстоянии она видна. Если ты видишь фигуру в натуральную величину, то знай, что она показывает себя, как совсем близкая к глазу.
510 * 319.
|160,2| НАСТАВЛЕНИЕ. Всегда пупок находится на линии центра тяжести, который расположен вверх от этого пупка, и таким образом он ведет счет случайному грузу человека, так и его природной тяжести. Это обнаруживается при вытягивании руки, когда кулак, находящийся на ее конце, выполняет ту же роль, противовес, находящийся на конце безмена; поэтому в силу необходимости по другую сторону пупка переносится такое же количество груза, каков случайный груз кулака. И пятку с другой стороны приходится поднимать.
511 * 409.
О ДЕСЯТИ ОБЛАСТЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАЗА, ЦЕЛИКОМ ОТНОСЯЩИХСЯ К ЖИВОПИСИ. Живопись распространяется на все десять обязанностей глаза, а именно: на мрак, свет, тело, цвет, фигуру, место, удаленность, близость, движение и покой. Из этих обязанностей должно быть соткано это мое маленькое произведение, напоминая живописцу, по какому правилу и способу должен он подражать в своем искусстве всем этим вещам, произведению природы и украшению мира.
512 * 519.
О СТАТУЕ. Если ты хочешь сделать фигуру из мрамора, то сделай раньше такую же из глины. Когда ты ее закончил и высушил, то помести ее в ящик, который был бы способен — после того, как ты вытащишь [глиняную] фигуру из этого места — принять в себя мрамор, в котором ты хочешь высвободить фигуру по образу глиняной фигуры. |161| Затем, после того, как ты поместил глиняную фигуру внутрь этого ящика, возьми палочки, которые точно входили бы в его дырки, и пропихивай их настолько внутрь через каждую дырочку, чтобы каждая белая палочка коснулась фигуры в различных местах, а те части этих палочек, которые остаются вне ящика, окрась в черный [цвет]. И сделай условный значок на палочке и на ее дырке таким образом, чтобы они совпадали по твоему усмотрению. Потом вытащи из этого ящика глиняную фигуру и помести туда свою глыбу мрамора, и снимай мрамор настолько, чтобы все твои палочки прятались в этих дырочках, вплоть до их значков; и чтобы быть в состоянии сделать это лучше, сделай так, чтобы весь этот ящик мог подниматься вверх, а дно этого ящика всегда оставалось под мрамором. При таком способе ты сможешь снимать [мрамор] долотом с большой легкостью.
513 * 520.
КАК ПОКРЫВАТЬ КАРТИНУ ЛАКОМ ВЕЧНОЙ ПРОЧНОСТИ. Ты пишешь свою картину на бумаге, натянутой на подрамнике, хорошо выверенной и гладкой. Потом ты накладываешь хороший и толстый грунт из смолы и хорошо истолченного кирпича. Потом — грунт из белой и джалорино, потом раскрашиваешь и кроешь лаком из старого масла, светлого и густого, и затем наклеиваешь на нее совсем ровнее стекло. Но еще лучше было бы делать твою картину на глине, хорошо покрытой глазурью и очень ровной, потом наложить поверх этой глазури грунт из белой и джалорино, потом раскрасить и покрыть лаком, потом наклеить хрустальное стекло очень светлым лаком, [намазанным] на это стекло. Но сначала ты должен дать хорошенько высохнуть этой раскраске в темной печи, и потом отлакировать ее ореховым маслом и янтарем, или же [только] ореховым маслом, загустевшим на солнце. |161,2| Если ты хочешь сделать тонкие и ровные стекла, то выдувай пузыри между двумя бронзовыми или мраморными отполированными досками и выдувай их настолько, что они будут лопаться от твоего дыхания: и [стекла] будут настолько гладкими и тонкими, что стекла будут гнуться. Потом ты наклеишь стекло лаком на картину, и это стекло благодаря своей тонкости не разобьется ни при каком толчке. Можно также вытягивать в длину и ширину раскаленную пластинку над раскаленным горном
514 * 521.
СПОСОБ НАКЛАДЫВАТЬ КРАСКИ НА ПОЛОТНО. Натяни свое полотно на подрамник, покрой полотно слабым клеем и дай высохнуть. Сделай рисунок, наложи телесные краски щетинной кистью и так по сырому делай дымчатые тени на свой лад. Краска телесного цвета [должна] состоять из белой, лака и джалорино. Тень [должна] состоять из черного, майолики, небольшого количества лака или же ляпис дуро. Когда ты сделал дымчатость, дай высохнуть. Потом пройдись по сухому лаком и гуммиарабиком, стоявшим очень долго в жидком виде в клейкой воде, — он становится лучше, так как выполняет свою обязанность, но не блестит. Затем, чтобы сделать более темные тени, возьми лак из гуммиарабика, как сказано выше, и тушь, и этой тенью ты можешь затенять многие краски, так как она прозрачна: ты можешь затенять ею синюю, лак, ближе к теням, говорю я, так как ближе к светам ты будешь затенять простым лаком из гуммиарабика поверх лака без темперы, так как без темперы лессируется темперная и сухая киноварь.
Примечание
Людвиг предполагает, что здесь речь идет о декоративной живописи на материи.
515 * 458.
О ДЫМАХ ГОРОДА. Дымы видны лучше и более отчетливыми в восточной стороне, чем в западной, если солнце стоит на востоке, |162| и это происходит по двум причинам. Первая — это то, что солнце просвечивает своими лучами частицы такого дыма, осветляет их и делает их более отчетливыми. Вторая — это то, что крыши домов, видимые к востоку в это время, затенены, так как их скат не может освещаться солнцем. То же самое происходит и с пылью; и то и другое тем более светоносны, чем они плотнее; плотнее же они к середине.
516 * 459.
О ДЫМЕ И ПЫЛИ. Если солнце стоит на востоке, то дым города не будет виден на западе, так как его не видно ни пронизанным солнечными лучами, ни на темном фоне, ибо крыши домов показывают глазу самую часть, которая обращена к солнцу, а на этом фоне дым виден очень мало.
Но пыль с той же точки зрения будет казаться темнее, чем дым, так как она обладает более плотной материей, их который является материей влажной.
517 * 494.
НАСТАВЛЕНИЕ В ПЕРСПЕКТИВЕ ДЛЯ ЖИВОПИСИ. Если ты не будешь различать изменений в светлоте или темноте воздуха, тогда перспектива теней будет изгнана из твоего подражания, и в твоем распоряжении останутся только перспектива уменьшения тел и перспектива уменьшения цветов и уменьшения отчетливости предметов, противостоящих глазу. И такое исполнение, т. е. утеря отчетливости фигуры какого-либо объекта, заставит казаться один и тот же предмет более удаленным.
Посредством линейной перспективы глаз без собственного |162,2| движения никогда не сможет распознать расстояние до того объекта, который находится между ним и другим предметом, разве только посредством перспективы цветов.
518 * 500.
ГЛАЗ, НАХОДЯЩИЙСЯ НАВЕРХУ И ВИДЯЩИЙ ПРЕДМЕТЫ ВЫСОКИЕ И НИЗКИЕ. Когда глаз, находящийся в высоком месте, увидит высокие вершины гор вместе с их подножьями, тогда цвета горных вершин покажутся более далекими, чем цвета их подножий. Доказывается это четвертым [положением] этой [книги], которое гласит: из цветов, равных по природе, более удаленный больше окрасится цветом среды, находящейся между ним и глазом, его видящим. Отсюда следует, что если подножья гор видимы через более плотный воздух, чем их вершины, то эти подножья покажутся более удаленными от глаза, чем вершины, которые тот же самый глаз видит через более тонкий воздух. Итак, пусть глаз находится на высоте а; он видит вершину горы b за лежащим между ними воздухом аb; он видит также подножье d той же самой горы за воздухом ad — пространством более коротким, чем аb, но так как этот воздух ad плотнее, чем воздух ab, то подножье горы, как сказано, будет казаться более удаленным, чем ее вершина.
519 * 501.
ГЛАЗ, НАХОДЯЩИЙСЯ ВНИЗУ И ВИДЯЩИЙ ПРЕДМЕТЫ НИЗКИЕ И ВЫСОКИЕ. Когда же глаз, находящийся в низком месте, увидит подножья гор и их вершины, тогда цвета такой гор будут значительно менее отчетливыми, чем цвета предыдущих. Это случается потому, что такая вершина и подножье горы видимы через воздух |163| настолько более плотный, чем в предыдущем случае, насколько глаз, их видящий, находится в более низком месте. Пусть этот глаз будет n, а вершина и подножье горы пусть будут о и р: итак, если зрительная линия рn на второй фигуре ниже, чем зрительная линия da на первой фигуре, то необходим чтобы цвет подножья на втором примере больше изменил природу своего цвета, чем подножье в первом примере, и то же самое я имел в виду сказать и о вершинах гор.
520 * 466.
ПОЧЕМУ ВСЕ ОБРАЗЫ, ДОХОДЯЩИЕ ДО ГЛАЗА, СХОДЯТСЯ В ОДНОЙ ТОЧКЕ. Из предметов, равных по величине, но расположенных на различных расстояниях, наиболее удаленный будет виден под наименьшим углом. bd равно се; но се доходит до глаза под настолько меньшим углом, чем bd, насколько он дальше от точки a, как это показывает угол сaе по отношению к углу bad.
521 * 513.
О ПРЕДМЕТАХ, ОТРАЖАЮЩИХСЯ В ВОДЕ. Из предметов, отражающихся в воде, тот будет наиболее похож по цвету на отражаемый предмет, который отражается в наиболее светлой воде.
522 * 514.
О ПРЕДМЕТАХ, ОТРАЖАЮЩИХСЯ В МУТНОЙ ВОДЕ. Всегда предметы, отражающиеся в мутной воде, причастны цвету того, что мутит эту воду.
523 * 515.
О ПРЕДМЕТАХ, ОТРАЖАЮЩИХСЯ В ТЕКУЩЕЙ ВОДЕ. Из предметов, отражающихся в текущей воде, изображение того предмета будет казаться тем более вытянутым и с тем более неясными границами, |163,2| который запечатлевается на наиболее быстро текущей воде.
524 * 486.
О ПРИРОДЕ СРЕДЫ, НАХОДЯЩЕЙСЯ МЕЖДУ ГЛАЗОМ И ОБЪЕКТОМ. Среда, находящаяся между глазом и объектом, обладает двояким качеством, именно: или она обладает поверхностью, как вода, кристалл или другой прозрачный предмет, или же у нее нет общей поверхности, как у воздуха, который опирается на поверхность тел, заключенных внутри него, и сам по себе обладает непрерывной поверхностью только в нижней и верхней границах.
525 * 487.
ДЕЙСТВИЕ СРЕДЫ, ОКРУЖЕННОЙ ОБЩЕЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ. Среда, окруженная общей поверхностью, никогда не показывает глазу предмет, находящийся за нею, в его настоящем месте. Доказательство: пусть or будет кристалл с параллельными поверхностями. Через него глаз а видит половину предмета ng, стоящего за кристаллом, т. е. nm, через часть кристалла bo. Остаток предмета, mg, он видит через воздух, находящийся под кристаллом. По седьмому [положению] четвертой [книги] линия верхней части предмета n отклонится при выходе в кристалл и образует линию nba. Линия нижней части mg видима на своем настоящем месте по седьмому [положению] четвертой [книги], как это видно на линиях, проходящих через воздух под кристаллом, в mga. Итак, половина предмета nт увеличивается в кристалле bо, а другая половина уменьшается в воздухе, находящемся под кристаллом, в ор.
526 * 423.
|164| О ПРЕДМЕТАХ. Та часть предмета будет более освещена, которая будет ближе к источнику света, ее освещающему.
526а * 488а.
Образ и субстанция предмета с каждой степенью удаления теряют степень своей силы, т.е.: чем больше предмет будет удален от глаза, тем меньше может он проникнуть своим образом через воздух
527 * 498.
ОБ УМЕНЬШЕНИИ ЦВЕТОВ И ТЕЛ. Следует соблюдать уменьшение качества цветов совместно с уменьшением тел, на которые они накладываются.
528 * 488.
О СЛОЕ ПРОЗРАЧНОГО ТЕЛА МЕЖДУ ГЛАЗОМ И ПРЕДМЕТОМ. Чем больше будет слой прозрачного тела между глазом и предметом, тем больше преобразуется цвет предмета в цвет прозрачного тела.
528а * 423а.
Когда предмет находится между глазом и светом на центральной линии, которая проходит между центром источника света и глазом, тогда такой предмет будет полностью лишен света.
Часть четвертая - о драпировании и способе изящно одевать фигуры, о платьях и природе драпировок
529 * 529.
|167| О ДРАПИРОВКАХ, ОДЕВАЮЩИХ ФИГУРЫ. Драпировки, одевающие фигуры, должны показывать, что в них действительно живут эти фигуры. Узким охватом [они должны] показывать позу и движение такой фигуры, и [следует] избегать путаницы многих складок, особенно на рельефах, чтобы они были отчетливы.
530 * 533.
О МАНЕРЕ ИЗЛОМАННЫХ ИЛИ ЖЕСТКИХ ДРАПИРОВОК, ОДЕВАЮЩИХ ФИГУРЫ. Драпировки, одевающие фигуры, должны обладать жесткими или изломанными складками в зависимости от качества тонкой или толстой драпировки, которую ты хочешь изобразить; ты можешь пользоваться в композиции исторических сюжетов как одним, так и другим видом складок, чтобы удовлетворить различным суждениям.
531 * 542.
КАК ИЗЯЩНО ОДЕВАТЬ ФИГУРЫ. Ту часть своих драпировок, которая окружает фигуру, изображай так, чтобы она показывала характер жестов фигуры, те же части, которые остаются вне фигуры, ты укрась на развевающийся и растрепанный манер, как будет сказано.
532 * 532.
О ДРАПИРОВКАХ, ОДЕВАЮЩИХ ФИГУРЫ, И ИХ СКЛАДКАХ. Драпировки, одевающие фигуры, должны обладать складками, приспособленными таким образом к окружению одеваемых ими членов тела, чтобы на освещенные части не накладывались складки с темными тенями, а на затененных частях не образовывалось бы складок слишком светлых, и чтобы очертания этих складок в некоторых частях окружали закрытые ими члены тела, а не пересекали бы их; они не должны давать теней, которые уходили бы дальше в глубь того, что уже не является поверхностью |167,2| одетого тела. И в действительности, драпировка должна быть таким образом приспособлена, чтобы она не казалась необитаемой, т. е. чтобы она не казалась грудой одежд, содранных с человека, как это делают многие, которые настолько влюбляются в различные группировки различных складок, что заполняют ими всю фигуру, забывая цель, ради которой эта драпировка сделана, именно: ради изящного одеяния и окружения того члена тела, на который она наложена, а не ради того, чтобы сплошь заполнять освещенные выпуклости членов тела вспученными или выпустившими воздух пузырями. Я не утверждаю, что нельзя делать ни одной красивой сборки, но пусть будет сделана на той части фигуры, где члены тела между собою и телом собирают эту драпировку. И прежде всего разнообразь драпировки в исторических сюжетах. Так, например, у одних делай складки с выступающими изломами — это должно быть у плотных драпировок; пусть у какой-нибудь драпировки будут мягкие складки, и изгибы их — не острыми, а кривыми — это бывает у саржи, атласа и других редких материй, как-то: у полотна, вуали и тому подобных; сделай также драпировки с немногими и большими складками, как [это бывает] у толстых драпировок, например, у войлока, грубого сукна и других [материй типа] одеял. Эти напоминания я делаю не для мастеров, а для тех, которые не хотят учиться, ведь эти последние, конечно, не мастера, ибо тот, кто не учится, тот боится, что он будет лишен заработка, а кто чтит заработок, тот покидает, учение, заключающееся творениях природы, учительницы живописцев, ибо то, чему от них научишься, забывается, а то, чему еще не научился, больше не заучивается.
533 * 543.
О СПОСОБЕ ОДЕВАТЬ ФИГУРЫ. Соблюдай благопристойность, с которой ты одеваешь фигуры, в зависимости от их положения |168| и возраста. И прежде всего [заботься о том], чтобы драпировки не заслоняли движения, т. е. членов тела, и чтобы члены тела не пересекались бы ни складками, ни тенями драпировок. И подражай, насколько только можешь, грекам и латинянам в способе показывания членов тела, когда ветер прижимает к ним драпировки; делай немного складок, много их делай только у старых мужчин, облаченных тогами и облеченных властью
534 * 534.
ОБ ОДЕЖДАХ. Одежды следует делать разнообразным, в зависимости от различной природы сборок, пользуясь различным качеством одежд. Именно: если материя толстая и редкая, то она образует складки в виде макарон, и редкие; если же она средней толщины и плотна, то она образует складки плоские я с небольшими углами. И, главное, помни, что при всяком качестве материи ты должен делать складку между двумя изломами толстой посередине и тонкой по сторонам, и наименьшая толщина этой складки должна быть в середине круглого угла складки.
535 * 540.
О РАЗВЕВАЮЩИХСЯ И НЕПОДВИЖНЫХ ДРАПИРОВКАХ. Драпировки, которыми одеваются фигуры, бывают трех сортов, а именно: тонкие, толстые и средние; тонкие наиболее легки и подвижны при движениях; итак, когда фигура бежит, то наблюдай движения этой фигуры, как она разворачивается то вправо, то влево, и когда опирается [о землю] правая нога, то материя с этой стороны поднимается у ступни, отражая удар своей волны; в это же время нога, которая остается сзади, делает то же самое с материей, прижатой к ней сверху; передняя часть материи целиком, в различных складках, прижимается к груди, туловищу, ляжкам и голени, а вся |168,2| задняя отстает, за исключением ноги, которая осталась сзади. Средние материи делают меньше движений, а толстые — почти никаких, если только ветер, противный движению фигуры, не поможет им прийти в движение. Края драпировок или поднимаются, или опускаются, в зависимости от наклонов [фигуры]; они должны прилегать к ступням в зависимости от упора ноги, или ее сгиба, или ее поворота, или удара изнутри [об одежду], они должны приближаться или удаляться от суставов в зависимости от шага, или бега, или прыжка, или же если ветер сам их шевелит, без иного движения фигуры. И, [кроме того], складки должны быть приспособлены к качеству драпировок, прозрачных или непрозрачных.
536 * 541.
МНЕНИЯ О ДРАПИРОВКАХ И ИХ СКЛАДКАХ, КОТОРЫЕ БЫВАЮТ ТРОЯКОЙ ПРИРОДЫ. Многочисленны те, которые любят складки сборок у одежд с углами твердыми и отчетливыми; другие — с углами неощутимыми; третьи — вовсе без углов, а вместо них делают извивы. Из этих трех сортов [складок] одни [живописцы] предпочитают толстые драпировки и с немногими складками, другие — тонкие и с большим числом складок, третьи придерживаются середины. Ты же следуй всем этим трем мнениям, помещая складки каждого сорта в своей исторической композиции, присоединяя туда и такие, которые кажутся старыми и заплатанными, а также новые, изобилующие материей, и какие-нибудь бедные, в зависимости от качества того, кого ты одеваешь. И так же делай их цвета.
537 * 535.
О ПРИРОДЕ СКЛАДОК У ДРАПИРОВОК. Та часть складки, которая находится наиболее далеко от своих |169| сжатых краев, будет наиболее сведена к своей первоначальной природе. По природе каждый предмет жаждет удержаться в своей сущности; материя, будучи одинаковой плотности и частоты как с лицевой стороны, так и с обратной, жаждет расположиться ровно, поэтому, когда она какой-нибудь складкой или сборкой вынуждена покинуть эту ровность, она подчиняется природе этой силы в той части самой себя, где она наиболее сжата, а та часть, которая наиболее удалена от этого сжатия, возвращается к первоначальной своей природе, т. е. к растянутому и широкому состоянию. Пример: пусть abc будет складкой вышеупомянутой материи; ас пусть будет то место, где эта материя согнута в складку и сжата. Я предположил, что та часть материала, которая наиболее удалена от своих сжатых краев, больше всего вернется к своей первоначальной природе; поэтому, так как b наиболее удалено от а [и] с, складка abc будет [в b] шире, чем во всякое другом месте.
538 * 536.
КАК СЛЕДУЕТ ПРИДАВАТЬ СКЛАКИ ДРАПИРОВКАМ. Одной драпировке не следует придавать путаницы многих складок, наоборот, их следует делать только там, где она поддерживается рукам остальное же пусть падает попросту туда, куда его тянет его природа. И фигура не должна быть пересечена слишком большим количеством линий или изломов складе. Драпировки следует срисовывать с натуры, именно: если ты хочешь сделать шерстяную материю, то применяй складки соответственно этому; если же эта материя будет шелковой, или тонкой, или крестьянской, или льняной, или вуалью, то разнообразь у каждой из них ее складки и не |169,2| делай одежды, как это делают многие, [срисовывая их] с моделей, покрытых бумагой или тонкой кожей, так как ты очень сильно ошибешься.
539 * 537.
О НЕМНОГИХ СКЛАДКАХ ДРАПИРОВОК. Если фигуры одеты плащом, то они не должны так обнаруживать голое тело, чтобы плащ казался [лежащим] прямо на теле, разве только ты хочешь, чтобы плащ, как раз и был прямо на теле; ведь ты должен подумать о том, что между плащом и телом находятся другие одежды, которые мешают формам членов тела обнаруживаться на поверхности плаща, и ту форму члена тела, которую ты делаешь явной, делай настолько толстой, чтобы она под плащом показывала другие одежды. И только у нимф или у ангела ты покажешь почти что всю толщину членов тела: их [ведь] изображают одетыми в тонкие одежды, развевающиеся или прижатые дуновением ветра; у них и им подобных можно прекрасно показать форму их членов тела.
540 * 530.
О СКЛАДКАХ ДРАПИРОВОК В РАКУРСЕ. Там, где фигура в ракурсе, покажи большее число складок, чем там, где она не в ракурсе. И если члены её тела окружены густыми и опоясывающими эти члены складками, то пусть А будет тем местом, находится глаз; mn посылает середину каждой круглой [складки] к глазу с большего расстояние |170| чем её концы; по показывает их [т.е. круглые складки], прямыми, так как находится против глаза; pq посылает их в обратном [по отношению к mn положении]. Итак, применяй это различие в складках, окружающих руки, ноги и.т.д.
541 * 544.
О СПОСОБАХ ОДЕВАТЬ СВОИ ФИГУРЫ И О РАЗЛИЧНЫХ КОСТЮМАХ. Костюмы фигур должны быть приспособлены к возрасту и благопристойности, т.е. старей должен быть облачен в тогу, а юноша украшен таким костюмом, который едва закрывал шею выше плеч, за исключением тех [юношей], которые посвятили себя религии. И следует избегать насколько можно больше костюмов своего века, разве только встретятся такие, как вышеназванные; [вообще] ими не следует пользоваться, кроме разве у таких фигур, которые должны быть похожи на надгробные статуи в церквях, чтобы они предохранили от смеха наших преемников над глупыми выдумками людей, или же чтобы они заставляли удивляться своим благородством и красотой. И я теперь вспоминаю, что в дни моего детства я видел людей больших и малых, у которых все края одежд были повсюду изрезаны зубцами, от головы до пят и по бокам, и в то время это казалось такой прекрасной выдумкой, что изрезывали зубцами даже и эти зубцы, носили такого рода капюшоны и башмаки и изрезанные зубцами разноцветные петушиные гребни, которые выступали из главных швов одежды, а также я видел башмаки, шляпы, кошельки, оружие, которое носят для нападения, воротники у одежд, нижние края камзолов, шлейфы одежд, и действительно, у всякого, кто хотел казаться красивым, все до самого рта было изрезано |170,2| длинными и острыми зубцами. В другое время начали разрастаться рукава, и они были так велики, что каждый сам по себе был больше всего костюма. Потом одежды начали подниматься к шее настолько, что в конце концов покрывали всю голову. Потом начали обнажать ее до такой степени, что материя не могла поддерживаться плечами, так как она на них не опиралась. Потом начали так удлинять одежды, что у людей руки все время были нагружены материей, чтобы не наступать на все ногами; потом одежды стали такими короткими, что одевали только до бедер и локтей, и были столь узки, что причиняли огромное мучение, и многие из них лопались. И ступни ног были так затянуты, что пальцы ложились друг на друга и покрывались мозолями.
542 * 531.
О ГЛАЗЕ, КОТОРЫЙ ВИДИТ СКЛАДКИ ДРАПИРОВОК, ОКРУЖАЮЩИХ ЧЕЛОВЕКА. Тени, которые находятся между складками драпировок, окружающих человеческие тела, будут тем темнее, чем больше они своею впадиной находятся прямо против глаза, где [именно] и зарождаются эти тени. И я хочу сказать это [о том случае], когда глаз расположен между затененной и освещенной частями вышеназванной фигуры.
543 * 538.
О СКЛАДКАХ ДРАПИРОВОК. Всегда складки драпировок, образующиеся при каждой позе фигуры, должны своими очертаниями показывать позу фигуры таким образом, чтобы не давать рассматривающему повода для двусмысленности или путаницы относительно этой позы, и чтобы ни |171| одна складка со своими тенями в глубине не пересекала ни одного члена тела, т. е. так, чтобы углубление складки не казалось глубже, чем поверхность одетого члена тела; и если ты изображаешь фигуру, одетую многими одеждами, то чтобы не казалось, будто последняя одежда заключает внутри себя только кости такой фигуры, но вместе с ними и плоть и материю, одевающую эту плоть, и притом настолько толсто, насколько это требуется умножением ее степеней. Складки драпировок, окружающих члены тела, доли. уменьшаться в своей толщине к краям окружаемого предмета.
544 * 539.
О СКЛАДКАХ. Длина складок, наиболее тесно прижатых к членам тела, должна морщиться с той стороны, с какой член тела уменьшается в силу своего сгибания, и вытягиваться со стороны, противоположной этому сгибанию.
Часть пятая - о тени и свете
545 * 545.
ЧТО ТАКОЕ ТЕНЬ. Словом тень, в собственном его смысле, следует обозначать то ослабление освещения, лежащего на поверхностях тел, которое начинается там, где кончается свет, а кончается там, где мрак.
546 * 546.
КАКОЕ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ТЕНЬЮ МРАКОМ. Разница между тенью и мраком та, что есть ослабление света, а мрак есть полное отсутствие света.
547 * 549.
ОТКУДА ПРОИСХОДИТ ТЕНЬ. Тень происходит от двух вещей, несходных между собою, ибо одна из них телесная, другая духовная . Телесной является затеняющее тело, духовной является свет. Итак, свет и тело суть причины тени.
548 * 552.
О СОБСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ ТЕНИ. Тень имеет свойство всех природных вещей, которые в своем начале являются более сильными, а к концу ослабевают: я говорю о начале [и конце] всякой формы и всякого видимого или невидимого качества, а не о вещах, которые время приводит от малого начала к большому произрастанию, как, например, дуб, имеющий слабое начало в малом желуде; мало того, я скажу, что дуб наиболее силен в своем зачинании из земли, а именно в своей наибольшей толщине. Итак, мрак есть первая степень теней, а свет — последняя. Поэтому ты, живописец, делай тень наиболее темной у ее причины, а конец ее пусть переходит в свет, |175,2| т. е. так, чтобы тень казалась не имеющей конца.
Примечание
На основании Положения Аристотеля «причина сильнее своего действия» все вещи в природе теряют свою силу воздействия по мере удаления от своего начала или причины.
549 * 550.
ЧТО ТАКОЕ ТЕНЬ И СВЕТ. Тень есть отсутствие света и лишь противодействие плотного тела световым лучам. Тень имеет природу мрака, а освещение — природу света; одна скрывает, другое показывает; и всегда они неразлучны и связаны с телом. Тень имеет большую силу, чем свет, ибо тень препятствует свету и целиком лишает тела света, а свет никогда не может совершенно изгнать тень от тел, т. е. тел плотных.
550 * 547.
ЧТО ТАКОЕ ТЕНЬ И ЧТО МРАК. Тень есть уменьшение света, а мрак — отсутствие света.
551 * 560.
НА СКОЛЬКО ЧАСТЕЙ ДЕЛИТСЯ ТЕНЬ. Тень делится на две части, из которых одна называется тенью первоначальной, другая — тенью производной.
552 * 561.
О ТЕНИ И ЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ. Тени на телах зарождаются от темных предметов, противостоящих этим телам, и делятся на два вида теней, из которых один называется первоначальным, а другой производным.
553 * 555.
О ДВУХ ВИДАХ ТЕНЕЙ И НА СКОЛЬКО ЧАСТЕЙ ОНИ ДЕЛЯТСЯ. Виды теней делятся на две части, из которых одна называется простой, а другая сложной. Простая та тень, которая причиняете единым светом и единым телом, сложная та, которая порождается несколькими источниками света на одном и том же теле или несколькими источниками света на нескольких телах.
553a * 565а.
Простая тень делится на две части: первоначальную |176| и производную. Первоначальная — тень, которая связана с поверхностью затененного тела; производная — та, которая исходит от названного тела, проходит по воздуху и, когда встречает себе сопротивление, задерживается в том месте, куда падает, в виде фигуры своей собственной базы.
553b * 565b.
То же следует сказать и о сложных тенях.
553c * 565с.
Тень первоначальная всегда является базой для тени производной. Границы производных теней [всегда бывают] прямыми линиями.
553d * 661а.
Темнота производной тени тем более уменьшается, чем более она отдалена от тени первоначальной.
553е * 697а.
Та тень покажется наиболее темной, которая будет окружена наиболее ярким светом, и, наоборот, она будет менее очевидной там, где она возникнет на более темном фоне.
554 * 668.
КАКАЯ ТЕНЬ ТЕМНЕЕ: ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ИЛИ ПРОИЗВОДНАЯ. Тень первоначальная всегда темнее, чем тень производная, если только она не разбивается падением отраженного света, который делается фоном для падения производной тени. Пусть bcde будет телом, отбрасывающим тень; a — светом, причиняющим первоначальную тень bес и создающим производную bechi. Я говорю, что если освещенный рефлекс fh и ig не такого рода, чтобы попадать на первоначальную тень тела в be от fh и в се от ig и разбивать ее, то тогда первоначальная тень останется более темной, чем падение производной; при условии, что и та и другая тень падают на поверхности, окрашенные в цвета одинаково темные или светлые.
555 * 697.
О ТЕНИ. |176,2| Тень покажется настолько более темной, насколько она будет ближе к свету. Все тени одноцветны, и та является наиболее темной, которая находится на наиболее светлом фоне.
555a * 629а.
Между тенями равного качества ближайшая к глазу будет казаться наименее темной.
Примечание
Здесь, очевидно, имеются в виду лишь ясные по цвету я более светлые тени, так как вполне черные тени являются вблизи наиболее темными. В другом месте Леонардо сам осуждает ошибку своих современников, которые по мере удаления от глаза делают вещи более темными.
556 * 548.
КАКОВА РАЗНИЦА МЕЖДУ ТЕНЬЮ И МРАКОМ. Тенью называется то [место], которое виляю хотя бы частью светового или освещенного тела, а мраком то, которое не видимо хотя бы части светового, или освещенного тела, ни прямым путем, ни отраженным.
Примечание
Выражение, употребленное здесь о тени, видимой световому телу, является ходячим в Трактате. Тень видит свет, а свет видит тень, — эти слова основаны на положении, высказанном в № 644 и очень характерном для учения о свете у Леонардо: «всякое тело отсылает свой образ по всему окружающему воздуху» и воспринимается лежащими против него телами. Все освещенные предметы мира представляются Леонардо отсылающими по воздуху свои «образы», которые подхватываются и воспринимаются любым предметом, находящимся на пути лучей этого образа; этот предмет в свою очередь и таким же путем отсылает свой образ первому. Лучами образа Леонардо называет те прямые линии, в которых происходит эта передача образа от предмета к предмету. Поэтому он часто говорит не только о световых, но и о теневых и цветовых лучах. См. прим. к № 4.
557 * 556.
КАКОВА РАЗНИЦА МЕЖДУ ПРОСТОЙ И СЛОЖНОЙ ТЕНЬЮ. Простая тень та, которую не может видеть никакая часть источника света, а сложная тень та, в которой к простой тени примешивается какая-нибудь часть света производного.
558 * 557.
КАКОВА РАЗНИЦА МЕЖДУ СЛОЖНЫМ СВЕТОМ И СЛОЖНОЙ ТЕНЬЮ. Сложная тень есть та, которая в большей мере причастна затеняющему телу, чем источнику света. Сложный свет есть тот, который в большей мере причастен источнику света, чем затеняющему телу. Таким образом, мы скажем, что сложные свет и тень получают свое название от той вещи, которой они наиболее причастны, т. е.: если нечто освещенное видит больше тени, чем света, то про него скажут, что оно одето в сложную тень, если же оно в большей степени будет одето источником света, чем затеняющим телом, то, как уже сказано, оно будет называться сложным светом.
559 * 559.
КАК ВСЕГДА СЛОЖНЫЙ СВЕТ И СЛОЖНАЯ ТЕНЬ ГРАНИЧАТ ДРУГ С ДРУГОМ. |177| Всегда сложный свет и сложная тень граничат друг с другом, но внешней границей сложной тени является тень простая, а границей сложного света — простой свет.
560 * 586а.
О ТОМ, ЧТО ГРАНИЦА ПРОСТОЙ ТЕНИ ВСЕГДА БУДЕТ МЕНЕЕ ЗАМЕТНА. Граница простой тени будет менее заметна, чем граница сложной тени настолько, насколько затеняющее тело будет ближе к светящемуся. И это происходит от того, что угол сложных света и тени более тупой. Простая производная тень, отбрасываемая телом меньшим, чем тело светящееся, всегда будет обращена базой к затеняющему телу, а тень, в которую входит сложный свет, будет обращена углом к свету.
561 * 664.
О ПРОИЗВОДНОЙ СЛОЖНОЙ ТЕНИ. Производная сложная тень настолько больше теряет своей темноты, насколько более она отдалена от производной простой тени. Это доказывается при помощи девятого [положения], которое гласит: та тень будет наименее темной, на которую смотрит светоносное те наибольшего размера; итак, пусть аb — светоносное тело, lо — затеняющее тело; abf пусть будет световой пирамидой, a lok — пирамидой простой производной тени. Я говорю, что g будет на четверть менее освещен чем f, потому что f видит весь свет аb, а g нехватает четверти света ab, так что только сb, составляют три четверти светового тела, является тем, что освещает g. |177,2| А на h смотрит только половина db светящегося тела ab, так что h получает только половину света, [получаемого] f, а на i смотрит только четверть этого света ab, т. е. eb, так что i на три четверти менее освещено, чем f. k не видит никакой части этого света, следовательно, здесь отсутствие света и начало простой производной тени. И так мы разъяснили [сказанное нами] о сложной производной тени.
562 * 665.
О ТОМ, КАК ПЕРВОЙАЧАЛЬНАЯ И ПРОИЗВОДНАЯ ТЕНИ СОЕДИНЕНЫ. Тень производная всегда соединена с тенью первоначальной. Это положение доказывается само собой, ибо первоначальная тень является базой для производной, и они отличаются друг от друга только тем, что первоначальная окрашивает собою то тело, с которым она связана, а производная разливается по всему воздуху, ею проникаемому. Доказательство: пусть светящееся тело будет f, а затеняющее тело aobc; первоначальная же тень, связанная с этим затеняющим телом, — часть abc; а производная abcd зарождается вместе с первоначальной, и эта тень называется простой в той части, которую ни одна частица светящегося тела не может видеть.
563 * 666.
О ТОМ, КАК ТЕНЬ ПРОСТАЯ И ТЕНЬ СЛОЖНАЯ ДРУГ С ДРУГОМ СВЯЗАНЫ. Простая тень и сложная всегда будут друг с другом связаны. Это доказывается из предыдущего положения, которое гласит: первоначальная тень служит базой для производной. И в виду того, что тень простая и сложная порождаются |178| одним и тем же телом и связаны друг c другом, необходимо, чтобы действие было причастным причине. Так как сложная тень сама по себе не что иное, как уменьшение света, и она начинается у самого светящегося тела, а кончается вместе с концом [действия] этого светящегося тела, то, следовательно, такая тень зарождается на середине между простой тенью и простым светом. Доказательство: пусть световое тело будет abc, а теневое de; простая производная тень пусть будет def, а сложная производная fеk. Однако простая производная не видит никакой части светящегося тела, а сложная производная всегда видит большую или меньшую его часть, в зависимости от большей или меньшей отдаленности ее частей от простои производной тени. Доказательство: пусть эта [сложная] тень будет efk, которая половиной своей ширины fk, т. е. ik, видит половину светящегося тела ab, которая есть ас. Это наиболее светлая часть смешанной тени, а другая, более темная половина названной тени, а именно fi, видит cb — вторую половину светящегося тела. Итак, мы определили обе части сложной производной тени, из которых одна является более светлой или менее темной, чем другая.
564 * 667.
О ПРОСТОЙ И СЛОЖНОЙ ПЕРВОНАЛЬНОЙ ТЕНИ. Простая и сложная тени стоят в таком же отношении друг к другу в первоначальных тенях, лежащих на теневом теле, как и в производных тенях, отделенных от этого теневого тела, и это доказывается тем, что [и] производные [и первоначальные] тени как простые, так и смешанные, так же непрерывно друг с связаны, как если бы эти первоначальные были источником производных.
565 * 585.
О ГРАНИЦАХ СЛОЖНОЙ ТЕНИ. Сложная производная тень имеет бесконечную длину, так как ее пирамидальность [выражается] в пирамиде, зарождающейся у ее острия, и это доказывается тем, что в каком бы месте эта пирамидальная длина ни была рассечена, никогда не нарушается ее угол, как это случается с простой производной тенью.
566 * 586.
|178,2| О ГРАНИЦЕ ПРОСТОЙ ТЕНИ. Простая производная тень имеет короткий пробег по сравнению со сложной производной, так как сложная, как уже сказано, имеет начало в своем угле, а та начинается у своей базы, и это обнаруживается в том, что в какой бы части ее пирамида ни была пересечена каким-нибудь темным телом, это сечение никогда не нарушит ее базы.s
567 * 587.
КАКОЙ ФИГУРЫ ТЕНЬ ДАЕТ СВЕТ, РАВНЫЙ ТЕНЕВОМУ ТЕЛУ. Когда теневое тело равно световому [по величине], тогда простая тень будет параллельной и бесконечной по длине. Но тень и сложный свет будут иметь пирамидальную форму с вершиной, обращенной к световому телу.
568 * 588.
КАКУЮ ТЕНЬ ДАЕТ ТЕНЕВОЕ ТЕЛО, БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ СВЕТОВОЕ. Если теневое тело больше, чем световое, то границы отбрасываемой простой тени сходятся в потенциональный угол, лежащий по ту сторону светового тела, а углы смешанной тени и света целиком видят световое тело.
569 * 554.
|179| СКОЛЬКО БЫВАЕТ СОРТОВ ТЕНЕЙ. Бывает три сорта теней. Первая родится от одностороннего источника света, как солнце, луна или пламя; другая та, что происходит от окна, двери или другого отверстия, откуда видна большая часть неба; третья та, что рождается от всестороннего света, какой бывает в нашей полусфере при скрытом солнце.
570 * 562.
СКОЛЬКО БЫВАЕТ ВИДОВ ТЕНЕЙ. Образы теней бывают двух сортов, из которых одна называется первоначальной, а другая производной. Первоначальная та, которая лежит на теневом теле, а производная та, которая производится первоначальной.
571 * 565.
СКОЛЬКО СОРТОВ ПЕРВОНАЧАЛА НЫХ ТЕНЕЙ. Первоначальная тень едина и никогда не видоизменяется [по форме], и ее края видят края светового тела и края освещенной части тела, с которым она связана.
Примечание
«Первоначальная тень едина и нигде не видоизменяется по форме», т. е. всегда остается той же ширины, что и тело, на котором она лежит, и не приобретает бесконечного разнообразия в ширине, как сечение падающей тени по мере его удаления и приближения к затеняющему телу.
572 * 566.
СКОЛЬКО СУЩЕСТВУЕТ PA3HОВИДНОСТЕЙ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ТЕНИ. Первоначальная тень имеет две разновидности: из них первая простая, а вторая — сложная. Простая та, что смотрит на темное место, и поэтому такая тень темная. Сложная та, которая смотрит на освещенное разными цветами место. Тогда такая тень смешивается с образами цветов противостоящих предметов.
573 * 710.
КАКОВЫ РАЗНОВИДНОСТИ ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ? |179,2| Существуют две разновидности производной тени; из них первая смешана с воздухом, стоящим перед первоначальной тенью, вторая та, что попадает на предмет, который перерезает эту производную тень.
574 * 582.
СКОЛЬКО ФИГУР ОБРАЗУЕТ ПРОИЗВОДНАЯ ТЕНЬ. Отбрасываемая тень образует три фигуры. Первая, пирамидальная, порождаемая теневым телом, меньшим, чем световое; вторая, параллельная, порождаемая теневым телом, равным световому. Третья расходится в бесконечность. Бесконечной является также колоннообразная, а также и пирамидальная, так как после первой пирамиды происходит пересечение и навстречу [первой], конечной пирамиде порождается [вторая], бесконечная, если она находит [себе] бесконечное пространство. И об этих трех сортах производных теней будет сказано полностью.
575 * 610.
О ТЕНИ, ДВИЖУЩЕЙСЯ С БОЛЬШЕЙ СКОРОСТЬЮ, ЧЕМ ЕЕ ТЕНЕВОЕ ТЕЛО. Возможно, что производная тень движется во много раз быстрее, чем ее первоначальная тень. Доказательство: а пусть будет световым, a b — теневым телом; последнее движется из b в с по линии bd; в то же время производная тень тела f проходит все расстояние fе, и это расстояние может тысячу раз вместить в себя расстояние bс.
576 * 611.
О ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ, КОТОРАЯ |180| [ДВИЖЕТСЯ] ГОРАЗДО МЕДЛЕННЕЕ, ЧЕМ ТЕНЬ НАЧАЛЬНАЯ. Возможно также, что производная тень [движется] гораздо медленнее, чем первоначальная. Доказательство: пусть теневое тело bс движется по плоскости nе на протяжении всего расстояния се, и пусть его производная тень лежит на противостоящей стене de. Я говорю, что первоначальная тень bс пройдет все расстояние bd, a производная тень не отделится от de.
577 * 612.
О ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ, КОТОРАЯ [ПО СКОРОСТИ] ТЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ. Движение производной тени будет равно движению первоначальной, когда световое тело, причиняющее тень, будет иметь движение, равное движению теневого тела, что то же, — производной тени. Иначе невозможно. Ведь тот, кто идет на запад с утра до вечера, будет видеть свою тень в первой половине дня движущейся перед ним, но медленнее, чем он сам идет; а во второй половине дня тень будет гораздо быстрее бежать назад, чем теневое тело будет идти вперед.
578 * 684.
О ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ, ОТДАЛЕННОЙ ОТ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ. Те границы отбрасываемой тени будут наиболее смутными, которые наиболее отдалены от первоначальной тени. Доказательство: пусть ab источник света, a cd — первоначально затененное тело и ed — простая |180,2| производная тень; [тогда] cge будет смутной границей этой производной тени.
579 * 672.
ПРИРОДА ИЛИ УСЛОВИЕ [ОБРАЗОВАНИЯ] ТЕНИ. Никакая тень не бывает без рефлекса, который ее усиливает или ослабляет, и усиливает ее тот рефлекс, который порождается вещью, более темной, чем эта тень; а тот рефлекс ее ослабляет, который порожден вещью, более светлой, чем эта тень.
580 * 673.
КАКАЯ ТЕНЬ УСИЛЕННАЯ? Усиленная тень та, которая воспринимает рефлекс только от своей производной тени. Пусть а — светящееся тело, be — тень первоначальная или порождающая, тогда dg будет тенью порожденной.
Примечание
Подобно тому, как в другом месте Леонардо вводит представление о теневом луче, так здесь он выражает свое, связанное с этим, представление о теневом рефлексе. См. прим. к № 556.
581 * 669.
СИЛЬНЕЕ ЛИ ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ТЕНЬ, ЧЕМ ПРОИЗВОДНАЯ. Первоначальная тень, будучи простой, равняется по темноте простой производной. Доказательство: пусть простая первоначальная тень — de, а простая производная — fg. На основании четвертого [положения] этой [книги], гласящего: мрак есть полное отсутствие света, я говорю: простая тень которая не получает никакого светового рефлекса и потому остается темной; таково de, которое видит света, а также не видит его и простая производная тень fg, и поэтому обе эти тени оказываются равными друг другу по темноте, так как та и другая лишены света и светового рефлекса.
582 * 613.
|181| О ДВИЖЕНИИ ТЕНЕЙ. Движения теней бывают пяти родов. Первым назовем тот случай, когда производная тень движется со своим теневым лом, а источник света, причиняющий эту тень, остается неподвижным. Вторым назовем тот случай, когда движутся и тень и источник света, а теневое тело неподвижно; третий будет тот, когда движутся и теневое и световое тела, но световое медленнее, чем теневое четвертом движении этой тени световое тело движется скорее, чем теневое , а при пятом — движения теневого светового тела равны. И об этом будет говориться в своем месте.
583 * 602.
ПАДЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ И EГO УСЛОВИЯ. Падение производной тени никогда не будет подобно тени первоначальной, если не соблюдены [следующие] условия: первое: теневое тело не должно иметь ни углов, ни отверстий, ни зубцов; второе: фигура светового тела должна быть подобна фигуре теневого; третье: размер светового тела должен быть равен размеру тела теневого; четвертое: поверхность теневого луча должна быть с обеих сторон одинаковой длины; пятое: падение производной тени должно создаваться между равными углами; шестое: тень должна падать на поверхность стены ровную и гладкую.
Примечание
Под падением производной тени здесь следует подразумевать форму падающей, или производной тени, которая только при указанных условиях может быть подобна форме тени первоначальной.
584 * 592.
О ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ И ГДЕ ОНА БОЛЬШЕ ВСЕГО. |181,2| Та производная тень будет иметь наибольшее протяжение, которая порождается наибольшим количеством света, и наоборот. Доказательство: ab — маленький источник света причиняет маленькие производные тени cge и dfh. Возьми следующий рисунок; nm — всесторонний свет неба причиняет большую производную тень rtx и также полосу тени osu, ибо часть неба рп создает тень rtx, а часть неба lm создает противоположную тень osu.
585 * 656.
ОБ УМИРАНИИ ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ. Производная тень совсем уничтожается в телах, освещенных всесторонним светом.
586 * 657.
О ВЫСШЕЙ СИЛЕ ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ. При одностороннем свете производная тень приобретет настолько большую силу, насколько этот свет будет обладать менее ощутимыми размерами и более сильной светлотой.
587 * 655.
О ПРОСТОЙ ТЕНИ НАИБОЛЬШЕЙ ТЕМНОТЫ. Простая тень та, которую не видит никакой кетовой рефлекс, но которая усиливается только лежащей против нее тенью. Пусть шар g будет помещен в углублении bсef, а односторонний свет пусть будет а; этот свет падает на b, отражается в d и отскакивает вторичным отражением на шар g, который имеет с одной стороны простую тень, а именно в углу е, не видящем ни света, ни |182| света отраженного, в какой-либо степени отражения. Итак, тень на шаре воспринимает отражение простой тени и поэтому называется простой тенью.
588 * 580.
О ТРЕХ РАЗЛИЧНЫХ ФИГУРАХ ПРОИЗВОДНЫХ ТЕНЕЙ. Имеются три разновидности производных теней, из которых одна широка у своего и чем больше удаляется от своего начала, тем больше суживается. Вторая сохраняет при бесконечной длине одну и ту же ширину своего основания. Третья та, которая в каждой степени расстояния от ширины своего основания приобретает [соответствующие] степени ширины.
589 * 581.
РАЗЛИЧИЯ КАЖДОЙ ИЗ ТРЕХ УКАЗАННЫХ ПРОИЗВОДНЫХ ТЕНЕЙ. Производная тень, порожденная теневым телом, меньшим, чем световое тело, его освещающее, будет пирамидальной и тем более короткой, чем она будет ближе к световому телу, но параллельная [тень] от этого обстоятельства не меняется, а расходящаяся тем более расширяется, чем больше она приближается к световому телу.
590 * 583.
О ТОМ, ЧТО ПРОИЗВОДНЫЕ ТЕНИ БЫВАЮТ ТРОЯКОЙ ПРИРОДЫ. Производные тени бывают троякой природы, из которых одна — расширяющаяся, другая — колоннообразная, третья — расходящаяся к месту пересечения своих сторон, которые после этого пересечения обладают бесконечной длиной или |182,2| прямизной. И если бы ты сказал, что такая тень оканчивается в углу соединения своих сторон и не проходит дальше, то это следует отрицать, потому что в первом [положении] “О тенях" доказывается, что „лишь та вещь является вполне законченной, никакая часть которой не выходит за ее границы".
А здесь, в этой тени, оказывается обратное, ибо при способе, порождающем такую производную тень, с очевидностью порождается и фигура двух теневых пирамид, которые соединены в своих вершинах. Следовательно, если, по мнению противника, в углу первой теневой пирамиды имеется конец производной тени, то откуда зарождается тогда вторая теневая пирамида? Противник скажет, что она причиняется углом, а не теневым телом. Но это отвергается при помощи второго [положения] этой [книги], которое гласит: „Тень есть состояние, создаваемое теневым?: телами, расположенными между местом этой тени и световым телом". Отсюда ясно, что [вторая] тень порождается не углом производной тени, а только темным телом.
591 * 601.
О ТОМ, ЧТО ПРОИЗВОДНЫЕ ТЕНИ БЫВАЮТ ТРЕХ ВИДОВ. Производные тени бывают трех видов, т. е. либо разрез тени на стене, на которую она падает, больше, чем ее база, либо этот разрез меньше ее базы, либо он равен ей. Если он больше, то это признак того, что световое тело, освещающее теневое тело, меньше этого последнего, если же он меньше, то световое тело больше теневого, а если они равны — световое тело равно теневому.
592 * 690.
|183| КАЧЕСТВО ТЕНЕЙ. При равномерных уменьшениях света между степенями темноты рожденных теней будет такое же отношение, какое между степенями темноты цветов, с которыми эти тени соединяются.
Примечание
Потому что темнота цвета всецело зависит от степени его освещенности.
593 * 674.
О ДВИЖЕНИИ ТЕНИ. Когда источник света стоит неподвижно, то движение тени всегда а будет быстрее движения тела, ее порождающего. Доказательство: пусть световое тело — а, теневое — b, а [его] тень — d. Я говорю, что теневое тело пройдет расстояние bc в то же время, в какое тень пройдет расстояние de. Между скоростями одновременно произведенных движений существует то же отношение, что и между пройденными расстояниями.
Итак, обе указанные скорости движений так же относятся друг к другу, как расстояние, пройденное движением тела b до с, относится к расстоянию, пройденному движением тени d до е.
Но если световое тело будет равно по скорости движения теневому, тогда и тень и теневое тело будут двигаться с равной скоростью. А если световое будет быстрее теневого, тогда движение тени будет медленнее, чем движение теневого тела.
Но если световое тело будет двигаться медленнее, чем теневое, тогда его тень будет быстрее, чем теневое тело.
Примечание
Перевод обозначений на чертеже: luminoso — световое тело, ombroso — теневое тело, ombra — тень.
594 * 584.
О ПИРАМИДАЛЬНОЙ ТЕНИ. |183,2| Порожденная телом, имеющим параллельные стороны, пирамидальная [сложная] тень будет настолько [дальше] более узкой, чем теневое тело, насколько дальше от него простая производная тень найдет пересечение.
595 * 589.
О ПРОСТОЙ ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ. Простая производная тень бывает трех сортов, а именно: по длине конечная и две бесконечные. Конечная — пирамидальная, а из бесконечных одна колоннообразная, другая - расходящаяся, и все три имеют прямолинейные стороны, но тень сходящаяся, т. е. пирамидальная, рождается от теневого тела, меньшего, чем световое, колоннообразная — от теневого тела, равного световому, а расходящаяся — от теневого, большего, чем световое.
596 * 590.
О СЛОЖНОЙ ПРОИЗВОДНОЙ ТЕМЕ. Сложная производная тень бывает двух сортов: колоннообразная и расходящаяся.
597 * 563.
МОЖЕТ ЛИ ТЕНЬ БЫТЬ ВИДНА В ВОЗДУХЕ. Тень будет видна в наполненном парами или пыльном воздухе. И это обнаруживается, когда солнце сквозь маленькие отверстия проникает в темные помещения, и тогда видна тень в промежутке между двумя более солнечными лучами, которые проходят через указанные отверстия.
|
|