|
17
Главная → Публикации → Проблемные статьи → Алпатов М. Этюды по истории западно-европейского искусства. - М. Академия художеств СССР, 1963. С. 56 - 74. → 17
В своих описаниях Леонардо даже и не пытается состязаться с живописью. Он не собирался словами живописать картины. Ведь согласно его убеждению поэт при помощи слов не в силах сравняться с художником, передающим увиденное красками на холсте. Описания Леонардо должны всего лишь напоминать живописцу о различных явлениях природы, и потому в них всегда отмечается нечто такое, что своей красочностью может его зажечь. Леонардо говорит о выборе точки зрения, о расстоянии - дистанции, о горизонте, о сокращениях, об источнике света и различном характере теней. Обнаруживая большую чуткость к цвету, он различает постоянные цвета от цветов, измененных освещением, об отражении красок одного предмета в другом, о прозрачной воздушной среде, о голубых тенях, отражающих синее, небо, о взаимоотношениях красок и о цветовых контрастах. Свои теоретические выводы он подкрепляет наблюдениями при подъеме на Монте Роза, впечатлениями от похожих на горы грозовых туч и от зеленеющих лугов, по которым проносятся тени проплывающих по небу облаков. Здесь следует отметить одно свойство Леонардо, которое должно быть особенно драгоценно нашему художнику. При всей своей чуткости к непосредственному, красочному впечатлению великий мастер никогда не желал ограничиться только одной видимостью, только тем, что отражается в сетчатке. Каждому своему впечатлению он стремится дать физическое истолкование, связать его с тем или другом оптическим законом и этим раскрыть его объективную, материальную основу, при этом потребность в объяснении не исключает у него живого чувства, не убивает полноты и цельности его зрительных образов.
|
|