|
14
Главная → Публикации → Проблемные статьи → Алпатов М. Этюды по истории западно-европейского искусства. - М. Академия художеств СССР, 1963. С. 56 - 74. → 14
Среди рисунков Леонардо едва ли не первое место занимают изображения коней. Внешним поводом для появления этих рисунков служила его работа над конными статуями. Но помимо этого, лошади так привлекали Леонардо и он называл их воплощением благородства потому, что нигде он не находил столько грации, силы и гибкости, как в их движении. У коней Леонардо часто напряжены мускулы и лоснится шерсть, они то быстро шагают, то несутся вскачь, то встают на дыбы, то изгибают свой корпус по спирали. В одном из своих рисунков Леонардо передал в движениях коней нечто от кошачьей повадки. Рисуя коней то в профиль, то идущими на зрителя, то удаляющимися, Леонардо открывав в их очертаниях то бесконечное разнообразие, которое он в природе так высоко ценил. Остротой своего взгляда на животных Пизанелло не уступает Леонардо. Но, переданные вплоть до малейшего волоска, животные в рисунках мастера начала XV века выглядят рядом с Леонардо застылыми, похожими на набитые чучела. Рядом с рисунками, выполненными с натуры, обращают на себя внимание и такие, в которых проявляется его творческая фантазия. В эскизе к композиции Нептуна сказались не только превосходное знание анатомии коней и восторженная любовь к ним, не только отголоски работы над батальной сценой "Битва при Ангиари". То, что не удалось Учелло в его драконе - соединение туловища коня с змеящимся хвостом дельфина, покоряет здесь своей органичностью. Вооруженная познаниями фантазия художника создает мифический образ, подобие гротеска. Фигура Нептуна не отделима от морских коней. Круглящиеся контуры и равновесие между силуэтами и интервалами придают всей группе характер красивого арабеска. В рисунке Леонардо "Гроза" подкупает непосредственно увиденное: клубящиеся тучи, громоздящиеся горы и круглящиеся купы далеких деревьев образуют неделимое целое. В рисунке "Потоп" в разбушевавшейся стихии выявлен закон образования волн, они вьются как женские кудри, весь рисунок приобретает характер красивого узора. Здесь ясно сказывается сочетание в искусстве Леонардо остроты наблюдений с способностью угадывать общее, сочетание, без которого немыслимо высокое искусство. Младшие современники Леонардо внимательно изучали его рисунки, осваивали его приемы. Особенно многим обязан был Леонардо Рафаэль. Но ради гармонии целого, ради ритма линий и цельности силуэта Рафаэль пренебрегает подробностями и обедняет образ. Микеланджело и в рисунках остается скульптором, привыкшим действовать больше резцом, чем карандашом. Быть может, Леонардо имел в виду Микеланджело, говоря о том, что обнаженные мускулы ослабляют впечатление движения. В портретных рисунках Гольбейна больше остроты и разнообразия типов, чем у Леонардо, но немецкий мастер тяготеет к резко очерченному контуру, к "окончательности" силуэта, лицам его не хватает леонардовской мягкости и изменчивости. При дворе Генриха VIII не удавалось запечатлеть женских и юношеских образов, полных такой же поэзии, как те, о которых мечтал с карандашом в руках Леонардо. Вот почему среди великих рисовальщиков своего века Леонардо остается единственным и неповторимым.
|
|