|
9
Главная → Публикации → Проблемные статьи → Алпатов М. Этюды по истории западно-европейского искусства. - М. Академия художеств СССР, 1963. С. 56 - 74. → 9
К числу произведений этого периода должна быть отнесена так называемая "Женщина с горностаем" (Краков). Несмотря на некоторые повреждения и возможное участие учеников в выполнении картины, она чарует живостью и непосредственностью, которых не хватает более поздним работам Леонардо, в частности знаменитой Джоконде. Тайная музыка форм и пропорциональность придают этой картине характер редкого совершенства. Личико женщины прелестно своей миловидностью, поворот ее естественный, горностай гармонирует с гибкостью ее фигуры. Нельзя утверждать, что женщина представлена в беседе с кем-то. Поворот головы ее уравновешен поворотом корпуса в обратную сторону. При отсутствии внешнего действия в фигуре чувствуется внутренняя жизнь. Боковое освещение фигуры на темном фоне оправдано красотой тонко вылепленных объемов: немного костлявых рук, пушистого тельца горностая и за ним корпуса женщины. В портрете чувствуется внутренняя закономерность, но она не убила теплоты, наивной прелести созерцания, грации, увиденной художником в жизни. Наиболее крупным созданием Леонардо миланского периода, главным созданием времени его зрелости, была "Тайная вечеря". Стремясь к иллюзорному впечатлению в стенописи, Леонардо покрыл ее лаком, и это было первой причиной ее постепенного разрушения. Впрочем, даже в полуразрушенном состоянии это создание мастера производит сильное впечатление, особенно когда видишь его на той самой стене трапезной миланского монастыря Санта Мариа делла Грацие, для которого оно было предназначено. У предшественников Леонардо главное содержание прощальной беседы Христа с учениками - это ощущение благодати, снизошедшей на них, и потому они так сдержанны. У Леонардо центр внимания переносится на сознание и поведение учеников при вести о предательстве. Это первое в истории живописи изображение, в котором последовательно передано, как в драматических обстоятельствах люди действуют соответственно характеру каждого из них. Стоическому спокойствию учителя противостоит волнение учеников, из которых каждый по-своему откликается на эту тревожную весть. Глубоко человечное решение этой темы у Леонардо вызывало восхищение Гете и Александра Иванова. Леонардо поставил стол вдоль стены, на которой расположена эта сцена, и этим утвердил ее плоскость. Одновременно с этим боковые стены с развешанными на них коврами перспективно сокращаются, и это делает фреску продолжением реального пространства трапезной. Леонардо не добивался полного обмана зрения, которым так увлекались впоследствии перспективисты XVII-XVIII веков. Глядя на эту сцену, нельзя забыть, что это всего лишь картина, тем более что в сгруппированных потри фигуры апостолах, противостоящих спокойному силуэту Христа в обрамлении окна, ясно выступает та внутренняя закономерность происходящего, которая сквозит и в ритмично расположенных фигурах свидетелей рождения Афины на фронтоне Парфенона. Среди произведений Леонардо, которые позволяют особенно близко подойти к пониманию его живописного мастерства, на первом месте стоит луврская "Джоконда". Картина эта драгоценна не только своей доподлинностью, не только хорошей сохранностью, но и тем, что за долгое время работы над ней Леонардо удалось выразить себя в ней как ни в одной другой.
|
|