Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


1


Главная  →  Публикации  →  Проблемные статьи  →  Алпатов М. Этюды по истории западно-европейского искусства. - М. Академия художеств СССР, 1963. С. 56 - 74.  →  1

Жизнь и деятельность Леонардо падает на время, когда в общественном строе итальянских городов происходят глубокие перемены. Во Флоренции, где прошли годы молодости мастера, эти перемены были особенно заметны. В прошлом демократия составляла силу этого города и была источником его славы; с утверждением крупной буржуазии укрепляется ее союз с феодальными силами. Медичи становятся негласно такими же полновластными правителями Флоренции, как тираны-князья, положившие основы наследственной монархии в ряде городов Италии. Аристократизация общества сужает социальную основу искусства; ему начинает угрожать утрата живой связи с народом. С возникновением монархий Италия продолжала оставаться такой же разделённой, как и ранее; отдельные государства ее вели меж собой бесконечные войны; государи Северной Европы, прежде чем оценить достижения ее культуры и начать ей подражать, рассматривали ее как свою лакомую добычу. Леонардо был свидетелем этих событий и испытал на себе их последствия. Несмотря на это, никто не сомневался в его одаренности, в его знаниях и в умении, ему приходилось постоянно думать о покровителе. Он вынужден был в 1482 году покинуть родную Флоренцию и отправиться в поисках счастья к Миланскому двору, откуда после падения герцога в 1499 перебрался в Венецию. Некоторое время он служил прославленному своей жестокостью Цезарю Борджиа, безуспешно искал заказов при папском дворе, снова пробыл несколько лет во Флоренции, где ему никакие не удавалось заниматься науками, к которым он испытывал неотразимое влечение. В глубокой старости он покинул родину с тем, чтобы в 1519 году окончить свои дни на службе у французского короля в Амбуазе. Эти превратности судьбы составляют содержание биографии Леонардо. Его непоседливость и его готовность служить разным государям навлекли на него упреки потомства. В его словах: "служу тому, кто мне платит" - видели призыв к продажности, хотя, возможно, художник отстаивал ими всего лишь право выбирать себе таких покровителей, которые не задерживали платы, как это обычно происходило в Милане. Вульгарная социология пыталась подвести под эту реплику социальный базис, усматривая в ней доказательство того, что Леонардо, как "типичный сын своего века", был плоть от плоти той самой буржуазии, которая в борьбе с феодальными предрассудками чести объявила все на свете продажным, даже вдохновение.





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ